Родительская суббота

Альберт Лиханов| опубликовано в номере №1484, март 1989
  • В закладки
  • Вставить в блог

Не было у меня конца этой истории с деревянными ручками, забыл начисто.

— Купила ему железную. Знаешь, такие были, неудобные, толстые, совсем не для малышей, с одного конца огрызок карандаша, с другого ручка, они еще вовнутрь убираются.

Совсем забыл. Железо, видать, Вовке оказалось не по зубам.

Да, железо. Нам оно досталось в виде ручек и перьев, а другим в форме осколков и пуль. Вовкиному старшему брату Сереже, например.

Теперь-то мы намного старше Сережи, вот ведь какие дела. Где Вовка, я не знаю, утерял его следы, но, главное, жив, чем-то занят своим, что-то делает, и старше мы с ним давно-давно его погибшего брата, никогда мной не виденного Сережи, только лишь потому, что даже самая страшная прежняя война делила железо не поровну. Не на всех.

А если же все-таки грянет новая?

Теперь не война железа — война радиации; страшно представить, какое равенство она обещает, взрослым и несмышленым. Железа не могло хватить на всех, этого — хватит...

Неужто возможно?

— Нет, нет, — говорит она, — я в это не верю. Мы говорим про войну, не прошлую — возможную.

— Представь себе, сколько энергии человечество тратит на ученье, не денег, а именно энергии, нашей, учительской, и, значит, человеческой. Эта энергия необычна Духовная энергия. От нее не работают электростанции, но работает человеческий мозг. Дух. Разум, наконец. Доброта, гуманизм и на самый худой конец чувство самосохранения. Ты согласен?

Я-то согласен.

Она мотает головой. И наклоняется ко мне. Я приближаюсь.

— В конце концов, — говорит она, хитро усмехаясь, — жить не надоедает, я тебе говорила. Не только мне. Но и тем! — Она кивает куда-то в сторону. — Американцам.

Я рассказал, как там, на той стороне Земли меня пригласили в гости: очень солидная компания, негры и белые, пожилые, седоволосые люди. Стол ломился от еды, но и хозяева и я, поняв друг друга с полуслова, договорились сперва посмотреть телевизор — запись вчерашнего матча по боксу в Атланте. Это была сенсация конца семидесятого года. Знаменитый Кассиус Клей, впоследствии Мохаммед Али, вышел на помост первый раз с тех пор, как отказался воевать во Вьетнаме. За это его лишили права боксировать.

Результат уже все знали, он был неинтересен, противник проиграл Клею очень быстро и по техническим причинам, кажется, рассекли бровь, но всем хотелось посмотреть Кассиуса, каков он стал, не испугался ли того, как ему погрозили пальцем.

Сказать откровенно, в том первом матче Клей был никаким, бой не получился, зрелище тоже. Победитель уходил с ринга растерянным, и я еще подумал, грешным делом: а может, это ему нарочно не дали победить с триумфом? Не допустили настоящей победы?

Потом была вечеринка, конечно же, все говорили про бокс, наконец мои доброжелательные хозяева усадили меня в роскошное кресло, попросили рассказать про нашу жизнь и притихли.

Я подумал и рассказал им о том, как моя мама сдавала кровь, чтобы купить мне еды повкусней, как война отняла у моей жены отца и мать, оставив трех девочек на руках малограмотной бабушки, как моя учительница принесла матери известие о гибели собственного ученика и что в той войне у нас погибло двадцать миллионов.

— Сколько? — переспросил белоголовый от седины, интеллигентного вида, красивый неф. — Переведите еще раз.

Переводчик выполнил его просьбу.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

И этот выпал из гнезда?

Игорь Ларионов – о проблемах советского хоккея

Помнить — значит жить

Корреспондент «Смены» Сергей Каленикин беседует с доктором философских наук, профессором Масхудом Джунусовым

«Новая коллекция»

Игорь Кезля и Андрей Моргунов - к творчеству, со всей серьезностью