«Портрет Лидии Делекторской»
В Эрмитаже, в зале Матисса, невозможно не остановиться перед чудесным женским портретом: лицо, разделенное на две половины – темную и светлую, чуть раскосые глаза, пышные волосы. На табличке указано: «Портрет Лидии Делекторской. 1947 год».
Кто эта женщина? И как портрет попал в собрание Эрмитажа?
Началась «история любви к Матиссу и история любви к России», как писал Даниил Гранин, осенью 1932 года. Анри Матисс, известный художник и один из самых знаменитых обитателей Ниццы, работал над панно «Танец» для собрания американца Альберта Барнса в Мерионе.
Он развесил по всему городу объявление: «Художник ищет помощницу для ведения дел. Посуду мыть заставлять не буду. Об ущербе для невинности можно не беспокоиться – я женат».
Оно попалось на глаза двадцатидвухлетней Лидии Делекторской, только что приехавшей в поисках работы из Парижа. Девушка с трудом поняла смысл написанного – французский язык Лидия тогда знала плохо, имя Матисса ничего ей не говорило, да и вообще она была далека от искусства.
Лидия Делекторская родилась 23 июня 1910 года в Томске. Вскоре наступили страшные времена – революция, Гражданская война, тиф и холера. В тринадцать лет Лидочка осталась круглой сиротой. Тетка, сестра матери, взяла ее к себе, а потом увезла в Маньчжурию.
В эмиграции жилось трудно, но Лидочка все-таки закончила русский лицей. А потом в ее жизни появился Костя Константинов. Лида вышла за него замуж и уехала во Францию. Муж оказался бездарным, пустым, никчемным человеком. Из Парижа пришлось уехать – может, в Ницце она как-нибудь устроится?
Лидия добралась до холма Симье и позвонила в дверь уютного красивого дома.
– Как вас зовут?
– Лидия Делекторская.
– Вы что – славянка? Полька?
– Нет, я – русская.
– Мадемуазель, вы мне нравитесь. Я вас беру.
В Ницце все знали мсье Матисса – им тут гордились и восхищались. Он переехал сюда в 1917-м, а в начале 20-х годов к художнику пришла слава – его признала не только Франция, но и весь мир. В этом доме жила и мадам Матисс. Тихая, неприметная, немолодая женщина, она была тяжело больна и практически не выходила из своей комнаты. Лидия частенько слышала, как супруги ссорились, – мсье Анри раздражали недомогания жены, ее унылый вид, ее темные платья.
Полгода пролетели быстро, «Танец» был закончен. Но тут мадам Амели стало хуже, и Лидии предложили остаться в качестве сиделки.
Поначалу Матисс Лидию совсем не замечал. Он работал, как одержимый, и выходил из мастерской лишь изредка, на 10-15 минут – выпить чашечку кофе, перекинуться парой слов с вечно недомогающей женой. Однажды художник, как обычно, зашел в комнату Амели, и его взгляд упал на Лидию. Позже, спустя многие годы, она вспоминала: «Пока я рассеянно слушала их разговор, он вдруг скомандовал мне вполголоса: «Не шевелитесь!» И, раскрыв альбом, сделал зарисовку в очень привычной для меня позе: голова, опущенная на скрещенные на спинке стула руки. А потом такие импровизации стали повторяться все чаще и чаще. И вскоре Матисс попросил меня позировать ему». Так Лидия стала не только сиделкой мадам, но и моделью мсье.
Только с 1935 по 1939 год Матисс сделал около ста больших работ и множество рисунков, эскизов и набросков, и везде на них была она, Лидия… Во время долгих сеансов он рассказывал ей о своей жизни, а рассказывал он замечательно, и перед глазами Лидии возникали живые картинки.
Анри Матисс родился в небольшом старинном городке Като на севере Франции. Его отец, торговец зерном, мечтал увидеть сына в адвокатской мантии, и Анри даже окончил юридический факультет университета. Но тут в дело вмешалась судьба – юноша заболел и три месяца провел в больнице. Занимавшаяся росписью керамики мать принесла сыну в больницу бумагу и краски. А когда Матисс вышел из госпиталя, он уехал в Париж. Там он учился живописи у известного парижского мастера Густава Моро, но истинными его учителями стали старые мастера, картины которых Матисс тщательно изучал в Лувре, и, конечно же, великие художники – Делакруа, импрессионисты, Гоген и Ван Гог.
Матисс рассказывал Лидии, как отец, разозлившись на сына, лишил его финансовой поддержки. А потом он познакомился с Амели – тогда она была ослепительной красавицей. В 1898 году они поженились. Амели знала, что живопись для Матисса – самое главное в жизни. И когда его картины не продавались, Амели взвалила бремя на себя – открыла шляпный магазинчик, и хотя дела шли не очень бойко, все-таки супруги уже не голодали. Амели даже нашла в себе силы принять в дом его дочь Марго. Мать ребенка, бывшая любовница Матисса Камилла Жобло, хотела отдать девочку в приют, но у Анри дрогнуло сердце, и он, женившись на Амели, забрал дочь к себе.
Рассказывал Матисс Лидии и о том, как были восприняты его первые работы. «Картины Матисса – страшнее войны!», «Берегите женщин и особенно детей от мазни Матисса – они могут стать заиками!» – Такие отзывы получал он.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Пабло Пикассо. Картина «Герника»
Одно из лучших творений великого немецкого художника Ганса Гольбейна
Картина Ивана Крамского «Неизвестная»
Выбор редакции
Существовал ли человек по имени Уильям Шекспир?
Отрывок из книги Андрея Подшибякина «По живому»
Красотой церквей и станций метро Россия обязана трем поколениям мастеров
Родились в 1943-1963, период активной реализации – 1960-1980