Русская муза Матисса

Ирина Опимах| опубликовано в номере №1740, октябрь 2009
  • В закладки
  • Вставить в блог

Художник рассказывал и рисовал ее и рисовал, и никак не мог оторваться от этого славянского лица, от этой изящной фигуры. «Синие глаза», «Сон», «Обнаженная с синим ожерельем», «Портрет молодой женщины», «Зеленая блуза», «Мечта», «Розовая обнаженная» – все она, Лидия Делекторская, скромная русская эмигрантка, сиделка госпожи Матисс, прекрасная модель великого французского художника.

Ни для кого не было секретом, что Матисс не только рисовал своих натурщиц. Но увлечение русской моделью было уж чересчур сильным. И, в конце концов, мадам Амели это перестало нравиться. Однажды, когда мужа не было дома, она заявила Лидии, что больше в ее услугах не нуждается.

Лида быстро собрала свои вещи и уехала в Париж. Вместо бухты Ангелов – тесная, как мышеловка, комнатенка, в которой она оказалась совершенно одна. Жизнь без него – зачем она ей? А потом случилось чудо – Матисс снова позвал ее. Он тоже почувствовал, что не может без Лидии. Она вновь появилась в доме у бухты Ангелов, теперь в роли личного секретаря! А Амели – Амели уехала в Париж.

На Лидию навалилась уйма работы – нужно было разбирать присланные письма и писать под диктовку мсье Анри его послания – критикам, друзьям, знакомым, музеям, коллекционерам. А еще наводить порядок в мастерской... Но Лидия никогда не жаловалась, а в своей комнате тайком училась расписываться – Лидия Матисс. Она понимала – Анри торопить не нужно, он ждет развода.

Но неожиданно у Матисса появилась новая натурщица – молоденькая смуглая южаночка, а вскоре – и другая. Часами они сидели у него в мастерской за закрытыми дверями.

Лидия уже было собрала вещи, но вдруг услышала звуки скрипки. Лида знала – Матисс начинает играть, когда ему плохо. Может, юная красотка-модель отказала старику в любви, а может, работа не шла. Скорее всего, последнее. Но как она может оставить его? Ведь никто и никогда не заменит ей Анри. И она осталась.

В 1939 году Матисс и Амели развелись, но Лидия так и не стала законной супругой художника.

В 1941 году здоровье Матисса резко ухудшилось. Врачи поставили страшный диагноз – рак кишечника. Требовалась срочная операция. Уже в больнице он послал Лидии срочную телеграмму: «Умираю. Приезжай проститься». Там же был указан обратный адрес – Лион, Клиник дю Парк. Но хирурги сотворили чудо – он остался жив. Исхудавший, бледный, неподвижный, Анри был так счастлив, что она приехала, с такой благодарностью смотрел на нее, любовался светлыми волосами, голубыми глазами. Тогда ее впервые назвали мадам Матисс – все в клинике подумали, что она – жена художника.

Теперь Матисс полностью зависел от своей мадам Лидии – после операции он ходить почти не мог и передвигался в кресле-каталке. Лидия понимала, что без работы он умрет, и обустроила его спальню так, чтобы он мог писать – была сооружена специальная подставка для холста, тут же лежали краски, карандаши, кисти, а рядом – колокольчик, чтобы он всегда мог ее позвать. Кроме нее, рядом с Матиссом никого не было – старший сын Пьер еще до войны переехал в США, младший жил под Парижем, любимая дочь Марго, участница Сопротивления, была выдана немцам предателем и отправлена в концлагерь, а Амели сидела в тюрьме города Труа за печатание антифашистских текстов для подпольных газет. К счастью, обе выжили – их освободили союзники.

С ним была только она, Лидия, и она служила ему – верно, самоотверженно. И хотя в середине пятидесятых творчество Матисса, как и импрессионистов, было не в фаворе у советской власти – их картины пылились в запасниках и не выставлялись, Лидию это не смущало. Тогда постепенно… я принялась отбирать своих «любимчиков» и предлагать их Пушкинскому музею, Эрмитажу… по одному, по два, по три рисунка…», – говорила она. Так, в Эрмитаж среди других даров Делекторской попал и знаменитый ее портрет, сделанный Матиссом в 1947 году.

Великий художник Анри Матисс умер 3 ноября 1954 года. Он прожил 85 лет и многое успел в своей жизни. «Матисс потому и Матисс, что у него внутри – Солнце», – писал Пикассо. Лидия потеряла свое солнце, которое грело ее душу почти 22 года. Она уехала из Ниццы в Париж. Ей было всего 44 года, и она была еще очень хороша, но кто после Матисса мог покорить ее сердце! Она хотела вернуться на Родину, но получила отказ…

Лидия написала две книги о Матиссе («Нам было легко и просто. Анри Матисс. Живопись 1935-1939» и «Анри Матисс. Наперекор стихиям. Живопись 1939-1941»).

Умерла она в весьма почтенном возрасте, в 1998 году. Под конец у нее не осталось ни одной картины Матисса – только сорочка художника, которую она завещала положить в свой гроб. Ей очень хотелось быть похороненной на Родине, и ее желание осуществилось – прах Лидии Делекторской был привезен из Франции в Россию и погребен на кладбище под Санкт-Петербургом.

На русском кладбище Сен-Женевьев де Буа стоит памятник с надписью: «Лидия Делекторская. 1910 –...» Даты смерти нет. И это правильно – ведь Матисс подарил своей мадам Лидии вечную жизнь, и ее широко распахнутые славянские глаза так же смотрят на нас с картин великого французского художника, как когда-то смотрели на него…

Матисс в России – благодаря Лидии

После войны все только и говорили о победе, о доблестных русских солдатах, и в душе Лидии возникло желание тоже что-то сделать для своей далекой Родины. Она решила купить у Матисса несколько его работ и отправить в Россию, в лучшие музеи страны. Как-то, зайдя в его мастерскую, она отобрала семь рисунков, показавшихся ей наиболее интересными, и попросила художника продать ей эти работы. Матисс, улыбнувшись, согласился, но добавил еще одну работу – портрет Лидии 1945 года, таким образом существенно снизив общую сумму. Лидия тут же написала письмо в Россию с просьбой принять сей скромный дар. Впоследствии она дарила Эрмитажу и Музею изобразительных искусств в Москве и другие работы Матисса, получая от этого огромное удовольствие.

матисс

  • В закладки
  • Вставить в блог

читайте также

Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этой теме

Фредерик Базиль

Картина «Мастерская художника на улице Кондамин»

Любимая картина Хемингуэя

Полотно Жоана Миро «Ферма»

в этом номере

От ENIAC до квантовых РС

Каким будет следующее поколение вычислительной техники?

Доигрались до Лондона

Чем спортивные поколения 80-х и 90-х отличаются от поколения нулевых?

Классическое совпадение

Что общего между Александром Пушкиным и Михаилом Лермонтовым?