История о том, как шведский режиссер выпустил на сцену обычных старушек вместе с танцорами-профи
Елена Валентиновна Михайлова в юности мечтала стать актрисой, даже поступила в школу-студию МХАТ. Когда заболели родители, девушка забрала документы и отнесла их в геолого-разведочный вуз – так надежнее. Годы спустя Елена Валентиновна хотела воплотить свою мечту. Но для актерского было слишком поздно, поэтому она отучилась на режиссерском факультете.
В этом году 75-летнему кинорежиссеру-постановщику предложили сыграть типичную русскую старушку в спектакле-инсталляции «Работа». И она согласилась. Освоиться в новой роли ей помогали молодые актеры. Совместить два российских поколения на сцене решил шведский хореограф Мартин Форсберг.
Форсберг, выпускник шведской Академии Балета и Национальной Школы Современного Танца в Копенгагене, к своим 29 годам успел организовать собственную компанию Fors Dance и покорить хореографическими постановками Данию, Великобританию и Бельгию.
В Россию шведский хореограф впервые приехал в 2004 году: приехал, огляделся и поставил для екатеринбургских танцоров фантазию на тему альтернативной реальности «Так есть, так было бы». Уже через год новосибирское трио из «Вампитера» на фестивале российских театров танца «Цех» презентовало новый шведско-российский проект «Ofelia – Офелия 4Х4»: по задумке Мартина Форсберга и Дарьи Бузовкиной, танцоры то плавно перекатывали мяч по сцене, то парили в замедленных поддержках.
В этом году швед исследовал через пластику российскую историю и связь поколений.
Еще в первый свой приезд в Россию Мартин обратил внимание на незаслуженную «вычеркнутость» наших старушек из социальной жизни. Спустя пять лет, хореограф решил вмешаться и объявил кастинг: помощники Форсберга несколько месяцев разыскивали среди друзей и друзей друзей общительных и артистичных бабушек. Главные условия режиссера – никакого театрального прошлого и много свободного времени.
Актрисы подобрались разные – от кинорежиссера до врача на пенсии.
Людмила Яковлевна Ершова, участница проекта, училась в Менделеевском институте, попала под «хрущевский» эксперимент – неделю училась, неделю работала на заводе крупногабаритных гипсовых перегородок. Неопытных студентов бросали на самую черную работу: миниатюрной девушке по ночам приходилось толкать тяжеленную вагонетку. После защиты диплома распределили в НИИ Графит. Вдоволь нанюхавшись графита, Людмила Яковлевна поняла, что с карьерой заводского рабочего пора завязывать, и вернулась в альма-матер, уже как сотрудник.
Будущая актриса с удовольствием участвовала в самодеятельности и пела песни у костра в турпоходах, но о театральных подмостках все же не мечтала. Пока Мартин Форсберг не предложил ей роль в своей инсталляции (так шведский хореограф называет свой спектакль).
Пока Людмила Ершова нарабатывала опыт на заводе, танцовщик и участник инсталляции Форсберга Роман Андрейкин только родился. Еще в детстве он занялся танцами. Поступил в Московский университет культуры по специальности хореограф-балетмейстер. На третьем курсе китайский хореограф Вань Су предложил Андрейкину роль в спектакле «Откуда и куда». Он согласился, а через год после выпуска получил Золотую маску за лучшую мужскую роль в спектакле «Взлом».
Слишком разные истории.
Но преодолеть эту разницу помог Форсберг.
Режиссер-постановщик расставил пред своими актерами – старушками и танцорами – стулья и устроил своеобразное speed-dating: три минуты разговора и перемена партнера.
Потом... бабушки под руководством молодых коллег заучивали сontemporary dance, осваивали Интернет и привыкали к вниманию прессы. Молодые танцоры ели принесенные старшими коллегами домашние пироги, рассматривали фотографии внуков и слушали рассказы о рабочем прошлом.
Мартин Форсберг хотел связать два российских поколения на сцене, ведь танец – один из самых древних видов коммуникации.
«Связь», по его признанию, состоялась за кулисами. На сцене получилась история о трех женщинах.
«Ребята были просто замечательные. Они за нас очень переживали, советовали. Да и мы, бабушки-старушки, с первого момента стали, как родные, как будто всю жизнь вместе. Месяц репетиций был все равно, что праздник», – вспоминает Людмила Яковлевна Ершова.
После премьеры спектакля на фестивале «Личное дело», которая состоялась в конце июля в Москве, некоторые критики уверяли, что пенсионерками в Москве никого не удивишь, что танцевальная часть была поставлена куда более внятно, чем «стариковская», да и истории русских бабушек, мол, так и остались для зрителя загадкой (слишком тихо они говорили).
Мартин Форсберг уверен, что на его актрис нужно просто смотреть: у этих старушек за плечами – целая жизнь, она отпечаталась на их лицах, в их пластике.
В скором времени спектакль обещают показать в Швеции.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Стивен Хокинг заявил о возможности путешествия в будущее
Московские волонтеры делают все, чтобы превратить старость одиноких людей в радость
86-летний ветеран Второй мировой закончил вуз
Бело-розовое сало и многое другое
Ноябрь 2009
Полотно Жоана Миро «Ферма»
Может ли смена поколений проходить без конфликтов, и что связывает людей разного возраста между собой
Октябрь 2009
Каким будет следующее поколение вычислительной техники?