История о том, как шведский режиссер выпустил на сцену обычных старушек вместе с танцорами-профи
Елена Валентиновна Михайлова в юности мечтала стать актрисой, даже поступила в школу-студию МХАТ. Когда заболели родители, девушка забрала документы и отнесла их в геолого-разведочный вуз – так надежнее. Годы спустя Елена Валентиновна хотела воплотить свою мечту. Но для актерского было слишком поздно, поэтому она отучилась на режиссерском факультете.
В этом году 75-летнему кинорежиссеру-постановщику предложили сыграть типичную русскую старушку в спектакле-инсталляции «Работа». И она согласилась. Освоиться в новой роли ей помогали молодые актеры. Совместить два российских поколения на сцене решил шведский хореограф Мартин Форсберг.
Форсберг, выпускник шведской Академии Балета и Национальной Школы Современного Танца в Копенгагене, к своим 29 годам успел организовать собственную компанию Fors Dance и покорить хореографическими постановками Данию, Великобританию и Бельгию.
В Россию шведский хореограф впервые приехал в 2004 году: приехал, огляделся и поставил для екатеринбургских танцоров фантазию на тему альтернативной реальности «Так есть, так было бы». Уже через год новосибирское трио из «Вампитера» на фестивале российских театров танца «Цех» презентовало новый шведско-российский проект «Ofelia – Офелия 4Х4»: по задумке Мартина Форсберга и Дарьи Бузовкиной, танцоры то плавно перекатывали мяч по сцене, то парили в замедленных поддержках.
В этом году швед исследовал через пластику российскую историю и связь поколений.
Еще в первый свой приезд в Россию Мартин обратил внимание на незаслуженную «вычеркнутость» наших старушек из социальной жизни. Спустя пять лет, хореограф решил вмешаться и объявил кастинг: помощники Форсберга несколько месяцев разыскивали среди друзей и друзей друзей общительных и артистичных бабушек. Главные условия режиссера – никакого театрального прошлого и много свободного времени.
Актрисы подобрались разные – от кинорежиссера до врача на пенсии.
Людмила Яковлевна Ершова, участница проекта, училась в Менделеевском институте, попала под «хрущевский» эксперимент – неделю училась, неделю работала на заводе крупногабаритных гипсовых перегородок. Неопытных студентов бросали на самую черную работу: миниатюрной девушке по ночам приходилось толкать тяжеленную вагонетку. После защиты диплома распределили в НИИ Графит. Вдоволь нанюхавшись графита, Людмила Яковлевна поняла, что с карьерой заводского рабочего пора завязывать, и вернулась в альма-матер, уже как сотрудник.
Будущая актриса с удовольствием участвовала в самодеятельности и пела песни у костра в турпоходах, но о театральных подмостках все же не мечтала. Пока Мартин Форсберг не предложил ей роль в своей инсталляции (так шведский хореограф называет свой спектакль).
Пока Людмила Ершова нарабатывала опыт на заводе, танцовщик и участник инсталляции Форсберга Роман Андрейкин только родился. Еще в детстве он занялся танцами. Поступил в Московский университет культуры по специальности хореограф-балетмейстер. На третьем курсе китайский хореограф Вань Су предложил Андрейкину роль в спектакле «Откуда и куда». Он согласился, а через год после выпуска получил Золотую маску за лучшую мужскую роль в спектакле «Взлом».
Слишком разные истории.
Но преодолеть эту разницу помог Форсберг.
Режиссер-постановщик расставил пред своими актерами – старушками и танцорами – стулья и устроил своеобразное speed-dating: три минуты разговора и перемена партнера.
Потом... бабушки под руководством молодых коллег заучивали сontemporary dance, осваивали Интернет и привыкали к вниманию прессы. Молодые танцоры ели принесенные старшими коллегами домашние пироги, рассматривали фотографии внуков и слушали рассказы о рабочем прошлом.
Мартин Форсберг хотел связать два российских поколения на сцене, ведь танец – один из самых древних видов коммуникации.
«Связь», по его признанию, состоялась за кулисами. На сцене получилась история о трех женщинах.
«Ребята были просто замечательные. Они за нас очень переживали, советовали. Да и мы, бабушки-старушки, с первого момента стали, как родные, как будто всю жизнь вместе. Месяц репетиций был все равно, что праздник», – вспоминает Людмила Яковлевна Ершова.
После премьеры спектакля на фестивале «Личное дело», которая состоялась в конце июля в Москве, некоторые критики уверяли, что пенсионерками в Москве никого не удивишь, что танцевальная часть была поставлена куда более внятно, чем «стариковская», да и истории русских бабушек, мол, так и остались для зрителя загадкой (слишком тихо они говорили).
Мартин Форсберг уверен, что на его актрис нужно просто смотреть: у этих старушек за плечами – целая жизнь, она отпечаталась на их лицах, в их пластике.
В скором времени спектакль обещают показать в Швеции.
В 10-м номере читайте об одном из самых популярных исполнителей первой половины XX века Александре Николаевиче Вертинском, о трагической судьбе Анны Гавриловны Бестужевой-Рюминой - блестящей красавицы двора Елизаветы Петровны, о жизни и творчестве писателя Лазаря Иосифовича Гинзбурга, которого мы все знаем как Лазаря Лагина, автора «Старика Хоттабыча», новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Стивен Хокинг заявил о возможности путешествия в будущее
Есть ли у пенсионеров шанс устроиться на хорошую работу?
Открыты первые в мире хакерские курсы для тех, кому за 70
Октябрь 2009
Великая княгиня Елена Глинская
Константин Коровин
Почему трудно быть сыном известного художника, «Смене» рассказал Алексей Шмаринов
Октябрь 2009
Рашид Нугманов выпускает продолжение культового кино. В главной роли – Виктор Цой