Реквием по линкору

Николай Черкашин| опубликовано в номере №1477, декабрь 1988
  • В закладки
  • Вставить в блог

Наконец, последнее, чем мне пришлось заниматься в связи с «Новороссийском», — оформление наградных листов. Для этой цели отрядили группу офицеров в пять человек во главе с командиром артиллерийской боевой части (БЧ-2) капитаном 3-го ранга Ф. И. Тресковским. Работали мы трое суток. Наградные листы были написаны на всех погибших, на шестерых спасателей-водолазов и на девять человек спасенных из корпуса опрокинувшегося корабля (семеро из электростанции и двое из кубрика №32).

И вот 5 декабря 1955 года было указано назначать офицеров «новороссийцев» на повышенные должности...»

Что взорвалось?

Этот вопрос возник в первые же секунды беды, и вот уже треть века он будоражит умы тысяч людей. Однозначного ответа на него нет до сих пор. Правительственная комиссия лишь выбрала наиболее вероятную, на взгляд ее экспертов, версию — невытраленную немецкую мину, не исключив при этом возможность диверсии.

«Когда немцы оставляли Севастополь (конец апреля 1944 г.), — пишет бывший флотский минер А. Тусменко, — то на штатные стоянки кораблей у якорных бочек они кранами установили несколько фугасов в деревянных корпусах...»

Бывший эксперт Правительственной комиссии начальник спецлаборатории инженер-подполковник К. К. Гавемон уточняет: «Немцы выставили цепь мин вдоль берега с интервалами в 150 метров. Когда в 45-м у Килен-бухты подорвался тральщик, ровно через 150 метров водолазы нашли еще одну мину, а еще через полтораста метров находилась та самая 3-я бочка, ставшая роковой для «Новороссийска».

На первый взгляд убедительно. Но другие минеры такой закономерности не подтверждают. Напротив, считают, что в последние дни немцы выставляли мины в спешке и потому бессистемно. Ходила по бухтам быстроходная десантная баржа, и с нее вываливали за борт деревянные ящики, начиненные тротилом. Об этом говорили и севастопольские старожилы — рыбаки из Аполлоновки.

«В 1951 году и в последующие годы мне как минеру охраны рейда в главной базе, — пишет капитан-лейтенант в отставке Д. А. Нудельман, — приходилось выполнять работу по подъему и выводу из Северной и Южной бухт немецких магнитных мин.

В районе 3-й бочки, где подорвался линкор «Новороссийск», тоже были подняты две мины. И хотя их батареи при замере имели 9 — 12 вольт, это все же позволяло вызвать взрыв. Мое мнение таково: к 1955 году 1000-килограммовые мины заилились довольно глубоко, так что водолазы в районе 3-й бочки ничего не обнаружили. Однако якорь линкора разворошил мину, и заработал прибор срочности. Это обыкновенные часы...»

«Я считаю, — утверждает бывший командир тральщика капитан 1-го ранга в отставке И. И. Хомяков, — что линкор погиб от немецкой заглубленной спаренной магнитной мины или мины, установленной на 12 крат. Это значит, что неконтактная мина позволяла кораблям одиннадцать раз проходить над нею, а на двенадцатый — импульс, полученный от корабельного корпуса, вызывал взрыв. Чтобы уничтожить такие мины, наши тральщики с электромагнитными тралами по 12 раз проходили над опасными местами...»

«Прибор кратности здесь ни при чем, — оспаривает Хомякова Тусменко, — на мине сработал прибор срочности или ДЧМ — долгосрочный часовой механизм с последовательно подключенными пружинами. Такой прибор взводится сроком на год. Почему же он сработал через 11 лет? Причина проста: перед возвращением в Севастополь эскадры все бухты тралились по многу раз разными типами тралов. Потом для большей надежности торпедные катера пробомбили глубинными бомбами всю акваторию. Вот тут-то при мощном сотрясении прибор срочности, как мы говорим, зааретировался, то есть застопорился до следующего толчка, который и произошел через 11 лет».

«Прибор срочности, — по сути дела, это будильник с пускателем от гидростата — имел недостаток, — сообщает инженер-подполковник Гавемон. — Окончательное приготовление его делается на корабле непосредственно перед постановкой мины. Флотских минеров у немцев к апрелю 44-го почти не было, их гарнизон в Севастополе понес большие потери, поэтому мины просто спихивали за борт, не приготовив их к действию».

Именно об этом говорил мне и инженер-контр-адмирал Н. П. Чикер: все ящичные мины, извлеченные со дна Северной бухты после гибели «Новороссийска», оказались без взрывателей, то есть не снаряженными к боевому действию.

— Так-то оно так, — утверждали эксперты комиссии, — но как раз это обстоятельство и увеличивает вероятность гибели «Новороссийска» от мины. И вот почему. Пробить линкор, пронзить, прожечь все его броневые и неброневые палубы мог только заряд кумулятивного, то есть концентрированного действия...

Взрыв такого заряда с импровизированной кумулятивной выемкой от «аппаратного котелка» мог произойти только в том случае, если разоруженная мина была в паре со снаряженной. Попадались ли такие «связки» в Северной бухте?

— Да, попадались, — говорит бывший мичман, старейший севастопольский водолаз Владимир Дмитриевич Корпус.

«По заданию комиссии, — заканчивает свое письмо А. Тусменко, — была проведена серия экспериментов: поочередно взрывали все известные мины, состоявшие на вооружении немецкого флота. Но ни одна из них не смогла произвести и половинного разрушения того, что было на «Новороссийске». Взрыв нескольких мин носил совсем иной характер — объемный, а не направленный».

Ударная струя раскаленных газов пробила борт и вышла вертикально вверх, проделав в корпусе линкора русло в виде латинской буквы «L». Кумулятивный выброс идет только в одном направлении. Если бы мина была обращена своей выемкой к борту, то форс ее взрыва прошил бы линкор от борта к борту, но ведь огненный смерч главную свою разрушительную работу' проделал по пути вверх. Почему?

Запомним все же эту букву «L».

«Минная» версия проста и удобна: она снимает ответственность за взрыв с начальников различных ведомств — и, видимо, потому все-таки именно ей и отдали предпочтение в заключительном акте комиссии. И все же она неубедительна.

Случайно застопорился долгосрочный часовой механизм мины, причем именно у той, которая случайно была снаряжена всеми необходимыми приборами. Случайно эта мина оказалась в соседстве с другой, у которой была кумулятивная выемка. Случайно ее задел якорем линкор и случайно подтянул ее к себе под борт — к одному из самых уязвимых мест — в район артпогребов с самыми мощными зарядами и снарядами. Случайно часовой механизм, проснувшийся после 11-летней спячки, сработал в самый безмятежный для экипажа заполуночный час...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Ожидание ордера

О молодой семье, квадратных метрах и социальной справедливости