Все чаще руководители предприятий, организаций и подразделений не назначаются сверху, а выбираются демократическим путем, расширяются их права. Но это далеко еще не все условия для настоящей творческой работы. Нужны четкие рекомендации социолога, психолога, юриста и других специалистов. Словом, необходимо овладеть искусством научного управления трудовыми коллективами — стать высококлассным менеджером.
Не по мановению волшебной палочки Япония за короткий срок поднялась к вершинам научно-технического прогресса, создала огромное национальное богатство и мощный экспортный потенциал. Успехи и достижения Страны восходящего солнца во многом объясняются тем, что она эффективно использовала западную науку управления, творчески переработав ее и «пропустив» через свою национальную культуру и традиции. И что интересно, наиболее систематизированный подход к принятию решений разработан уже в самой Японии! Специалисты по японскому менеджменту ценятся в деловом мире США. Многие книги по организации управления в Японии становятся бестселлерами. Теперь американские бизнесмены стремятся творчески освоить опыт своего главнейшего конкурента, изучить его, так сказать, «организационное оружие». Многие из них, чтобы получить ценную информацию из первоисточников, даже засели за изучение японского языка!
США ежегодно готовят в высших учебных заведениях около 70 тысяч специалистов по управлению. Ежегодно затраты на повышение квалификации деловых людей — менеджеров — составляют более 13 миллиардов долларов. А ведь мы хорошо знаем — лидеры американского бизнеса не станут бросать деньги на ветер.
Анализируя принципы управления в Японии, американские эксперты все чаще объясняют высокую эффективность японских фирм в выполнении производственных задач и конкурентной борьбе хорошим морально-психологическим климатом, серьезной работой над вопросами межличностных и межгрупповых отношений. Критика же, по мнению западных экспертов, ведет к улучшению результатов лишь при следующих условиях: если ее высказывает человек, пользующийся доверием и уважением критикуемого: если она применяется в особых случаях, а не является повседневной и привычной; если она высказывается в товарищеском тоне, а не облечена в грубую и враждебную форму. Принято больше критиковать сами идеи, чем их авторов. Словом, критика, наказания — обоюдоострое оружие, способное не только созидать, но и разрушать человеческую личность.
В правительственной программе японцы заложили скрытый механизм, который в будущем может резко усилить их позиции на мировом рынке. В чем же секрет? Разработан план коренной перестройки японской экономики на базе научно-технического прогресса, концентрации производства на самых перспективных направлениях — биотехнологии, биоэлектронике, создании новых материалов и средств связи, роботов, имитирующих человеческий интеллект, компьютеров. Японцы поставили перед собой задачу: к 2000 году перевести свою экономику на информационную базу. Цель сформулирована так: превратить Японию в главного поставщика самого эффективного товара в мировой экономике — знаний, воплощенных в наукоемких изделиях, в патентах, лицензиях, а также в технологии организации и управления производством, то есть в менеджменте.
Поэтому если за рубежом заходит речь об организациях, то имеют в виду не штаты, отделы, не оргструктуру, а прежде всего процедуру выработки и реализации организационных решений — технологию управления производственными процессами и людьми. Особое внимание, естественно, уделяется управляющей части, административному аппарату, чтобы он точно соответствовал своему управляемому объекту.
Заладные менеджеры вооружены не только современной оргтехникой типа автоматического карандаша или картотеки на персональном компьютере. Речь даже не о высокой степени автоматизации управленческих функций. Главное в содержании управленческих процедур, отражающих передовую технологию управления.
Со старым багажом знаний сегодня уже не проживешь. Где получить новые знания и обновить старые? Ведь наши вузы пока не выпускают организаторов производства. Значит, необходимы школы деловых людей — школы менеджеров, где могли бы обучаться вновь или периодически повышать свою квалификацию специалисты.
Недельные, месячные или полугодовые школы могли бы работать по двум основным направлениям: совершенствование организации производства на отечественных предприятиях в условиях перестройки и анализ особенностей организации производства на зарубежных предприятиях (применительно к особенностям основных регионов) — для специалистов предприятий, работающих на экспорт, и для специалистов смешанных предприятий и фирм. Сейчас складывается весьма благоприятная ситуация для создания и развития небольших смешанных предприятий по производству потребительских товаров, пользующихся устойчивым спросом на внутреннем и, конечно, на мировом рынке. Многие зарубежные фирмы откликаются на предложения вложить средства в создание небольшого предприятия и сами обращаются с подобными проектами. В Минвнешторге СССР недавно создан специальный отдел по работе с совместными предприятиями, который помогает будущим деловым партнерам находить друг друга. Огромными резервами, по мнению специалистов Минвнешторга, располагают предприятия местной промышленности, бытового обслуживания и даже кооперативы по переработке вторичного сырья, колхозы.
Зарубежные организации не сидят сложа руки — пытаются опередить нас в этой организационной инициативе. Когда в ноябре 1987 года в Москве открылось постоянное представительство ведущего австрийского банка «Кредитанштальт», его генеральный директор предложил создать в Вене совместную школу «Восток — Запад. Школа менеджеров» как совместное коммерческое предприятие — своеобразную аспирантуру для повышения квалификации наших и австрийских специалистов.
В Болгарии при Высшем машино-электротехническом институте имени В. И. Ленина открыта своеобразная школа менеджеров, где специалисты разных отраслей народного хозяйства проходят трехмесячный курс занятий. Их тематика в основном посвящена экономическим, организационным, правовым вопросам, связанным с внедрением в производство новых технологий, достижений науки и техники. Вторая школа, но уже с более широким охватом тем, действует в Болгарии на базе «ЭКО-интеллекта» — консультационной фирмы с правами малого предприятия.
Программа для «ЭКО-интеллекта» выработана с участием совета при Болгарской индустриально-хозяйственной ассоциации — БИХА, в который входят ведущие ученые страны в области организации управления, авторитетные хозяйственные руководители. Особое внимание уделяется финансовым аспектам, кредиту, ускорению оборачиваемости средств, влиянию внешних и субъективных факторов на развитие производства, работе с кадрами, созданию демократической, творческой обстановки в коллективах.
Слушатели съезжаются со всей страны с отрывом от работы на три — пять — бывает, до пятнадцати дней. Обычно после короткого вводного доклада начинаются лекции с анализом как вымышленных, так и конкретных управленческих ситуаций, возникающих на том или ином предприятии. Используются графики, схемы, персональные компьютеры — с их экранов выдаются оценки слушателям: кто из них в ходе игр принял правильное или ошибочное решение. Моделируются и переговоры с иностранными партнерами, изучаются функции маркетинга, включая изучение спроса на продукцию, ценообразование, рекламу, стимулирование сбыта, планирование товарного ассортимента...
Конечно, нам надо учиться управлению, заимствовать передовой зарубежный опыт. Но ведь и наши ведущие специалисты — управленцы — глубоко разбираются в собственных проблемах. Поэтому выдвинутое предложение об организации сети отечественных школ деловых людей — школ менеджеров — с организацией при них консультационных центров (фирм), позволяющих освоить современные управленческие премудрости, где капитаны индустрии, руководители предприятий, организаций и их специалисты постигали бы новейшую науку управления, заслуживает особого внимания нашей научно-технической общественности.
Не освоив культуры управления, как осилить с меньшими потерями переход от административных к экономическим методам управления? Нам нужны руководители новой выучки.
Какими видятся отечественные школы деловых людей — школы менеджеров? Думается, необходима Высшая центральная школа с научно-методическим и консультационным центром и соответственно — отраслевые школы в республиках, краях, областях.
Программа работы этих школ должна быть рассчитана на несколько основных должностных уровней обучающихся в них специалистов, уже имеющих образование по своей специальности и опыт работы по ней, — от мастеров. начальников отделов, цехов до директоров совхозов, заводов, фабрик, генеральных директоров объединений, министров, их заместителей.
Обучение в школах должно проводиться по направлению соответствующих организаций, предприятий, колхозов, кооперативов, в которых работает обучающийся. Школы могли бы отбирать лучшие достижения отечественной и зарубежной науки, практики управления и деловой жизни для массового внедрения их положительных элементов на хоздоговорных началах, проводить систематическое ознакомление со спецификой сложившейся практики зарубежных деловых контактов, внимательно следить за всеми ее изменениями и новыми тенденциями, прогнозировать эти тенденции.
Обучение и все другие услуги этих школ (консультации, справки и прочее) должны быть платными, за счет направившей на учебу организации, предприятия, фирмы, кооператива, что позволит школе менеджеров работать на основе хозрасчета и самоокупаемости, быть высокорентабельным предприятием, способным зарабатывать валюту.
Почему бы не организовать рабочие группы по созданию сети школ деловых людей, а также поездки группы в страны, где имеются наиболее крупные, успешно функционирующие такого рода школы для ознакомления с положительными элементами опыта их работы, действующими в них программами обучения и спецификой иностранной деловой практики.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.