Фестивальная панорама «Смены». Юность планеты: борьба и надежды. Мир
В биографии советского политического кинематографа особое место занимает фильм Михаила Ильича Ромма «Обыкновенный фашизм». Этот фильм — событие поистине огромное.
В последние годы жизни он работал над фильмом, сценарий которого назвал «Мир сегодня». Вот слова, которыми этот сценарий начинается:
«Маркс, Энгельс, Ленин говорили, что капитализм обесчеловечивает человека, что если не победит социалистическая революция, то неизбежна всемирная катастрофа. «Эта катастрофа особенно гибельна,— утверждал Энгельс, — если учесть развитие техники».
Мир сегодня подтверждает эти положения. Обесчеловечивание человека обрело сейчас новые, изощренные формы. Взрыв научно-технической мысли наряду с блистательными достижениями создает в условиях капитализма неразрешимые узлы противоречий, некоторые из которых угрожающе опасны для мира, для жизни, для человека...»
Ромм не успел завершить свой фильм — он вышел уже после смерти художника, фильм, который был назван «И все-таки я верю...». Это очень горькая, но и глубоко оптимистическая картина. В ее начале звучит комментарий Михаила Ильича, начитанный перед монтажным столом.
Мы предлагаем читателю размышления замечательного мастера экрана, посвященные той его работе, которой суждено было стать последней.
Особенно внимательно Ромм приглядывался к молодежи. Он прекрасно понимал, что мироощущение того поколения, которому завтра предстоит решать судьбы своих народов, необходимо изучить, понять, постигнуть. Поколения сложного, неоднозначного, в чем он многократно убеждался, встречаясь с молодыми людьми Америки и Западной Европы.
Перед вами — расшифровка магнитофонной записи. Публикуется впервые.
Я предполагаю продолжить работу, начатую в «Обыкновенном фашизме», то есть вновь делать фильм-размышление с таким же упором на авторский текст, на авторскую мысль, но, разумеется, на современном материале. Я не боюсь, что картина будет в известном смысле тенденциозной. «Обыкновенный фашизм» тоже тенденциозен. Я не сомневаюсь, что люди захотят смотреть эту картину, которая затрагивает любого человека, ибо она будет говорить о жизни и смерти, о сытых и голодных, о войне и мире, о тревоге и равнодушии — словом, о существовании человечества, которое заслуживает любви.
Ведь коммунизм — это, прежде всего любовь к людям.
1
Это еще не либретто и не сценарий, это только изложение мыслей, которые связаны с картиной.
Великолепный XX век. Век небывалых, неслыханных достижений человечества во всех областях его деятельности. Век науки, век техники, век культуры, век новых искусств — кино, телевидения, радио; век новых наук — кибернетики, электроники, биофизики. биохимии, генетики: век богатства, век изобилия, век глобального мышления, глобальной политики, век глобальных связей. Словом, это великолепный век.
Но, пожалуй, если бы на нашу грешную Землю попал какой-нибудь житель Марса, или Венеры, или какой-нибудь звезды Альфа, ему показалось бы прежде всего, что это век автомобилей.
Посмотрите на Пляс Этуаль в Париже. Это водоворот машин. Мостовой не видно, и отдельные машины уже не воспринимаются как единицы. Это общий поток, месиво. И такое же месиво мы видим на улицах Нью-Йорка, Чикаго, Рима, Лондона, любых городов. Автомобиль стал символом нашего времени. Это первое, что заметил бы, пожалуй, житель иной планеты.
Кроме того, ему показалось бы, что это век вещей.
Его потрясли бы необыкновенные холодильники, пылесосы, полотеры, похожие на произведения искусства. Это поразительные бытовые приборы: электроплиты, стиральные машины. Искусственные пластики и материалы. И даже игрушки — электронные игрушки, которые сами ходят, сами разговаривают, сами как будто бы даже думают. Самообучающиеся мышки и действующие палачи, которые отрубают головы преступникам. Его поразили бы все эти нейлоны, лаки, краски, искусственные кожи, косметика. Бери, покупай — все для тебя, человек.
Но человек почему-то не стал от всего этого счастливее. Непонятно, почему. Ведь он и сам очень усовершенствовался. Он гораздо выше и дальше прыгает, чем прыгал когда-то, быстрее бегает, быстрее плавает. Он мечет копье или диск так далеко. что это и не снилось никаким копьеметателям и дискоболам Древней Греции.
Миллионы и десятки миллионов людей сидят у телевизоров, сотни тысяч собираются на стадионах, чтобы смотреть на этого нового, быстрого, ловкого, стремительного, мощного, могучего человека, который кулаком может убить быка или лошадь.
Вот только почему-то эти современные сверхчеловеки часто плачут. Они плачут, когда не занимают первого места. Здоровенные девки рыдают оттого. что оступились; они нервничают, они иногда даже умирают, не добежав до финиша, умирают, потому что все это на пределе человеческих возможностей. Один умер, а другой его обгоняет и рвет ленточку финиша.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Летопись интеграции
Фестивальная панорама «Смены». Юность планеты: борьба и надежды. Солидарность
Всемирный фестиваль - 40 лет победы