Что касается самой войны, то она закончилась преблагополучно для тех, кто победил в ней. Был заключен Версальский мир. Он был заключен в обстановке неслыханного торжества.
Версальский дворец. Толпа, около дворца кишащая... Теперь уже есть кино и все это снято. Да и первая мировая война снята. Правда, не очень подробно, но все-таки снята.
Творцами Версальского мира были Ллойд Джордж, Клемансо, Пуанкаре. Большое участие принимал американский президент Вудро Вильсон.
Решено было, что больше войн не будет, не будет никогда. Для этого были приняты следующие меры. Во-первых, Германия была строго наказана. Ее границы были урезаны, у нее были отняты Эльзас — Лотарингия. На нее была наложена огромная контрибуция. Ей было запрещено содержать армию, военно-морской флот и авиацию.
А во-вторых, для наблюдения за миром была создана Лига Наций. Она была создана по инициативе Вудро Вильсона (вот ее здание в Женеве). Отныне Лига Наций должна была заботиться о мире.
Итак, наступил мир. Долгий мир. Может быть, вечный мир. Человечество стало очень быстро расти и количественно и качественно. Стремительно двинулась техника. Появились новые пластмассы, искусственные материалы, множество бытовых приборов. Всеобщее признание получила теория относительности Эйнштейна. В стандарт жизни прочно вошли холодильник и собственный автомобиль.
Именно в это время автомобиль завоевал улицы городов. Именно в это время он стал символом XX века и нынешнего человечества. Появилось понятие «автострада».
Моды решительно изменились. Мужчины сбрили бороды и усы, укоротили брюки и расширили плечи пиджаков. Женщины стали носить очень короткие платья. Это именовалось стилем «бэбэ», или стилем «мальчишка». Платья кончались значительно выше коленей, они были с напуском. Волосы стали стричь. Вместо танго стали танцевать фокстрот и чарльстон.
Франция отгородилась от Германии линией Мажино — совершенно непроницаемой стеной. На сотни километров протянулись доты, бункера, оснащенные самой мощной артиллерией. Кстати, сейчас в бункерах линии Мажино разводят шампиньоны. Артиллерия снята, а подвалы практично использованы на пользу человечества.
В конце 20-х годов появилось звуковое кино и вместе с ним настолько знаменитые кинозвезды, что они затмили королей, президентов, знаменитых ораторов и даже боксеров.
И вот примерно в это же время, в конце 20-х годов, в самое, так сказать, распремирное время, совсем недалеко от Лиги Наций, от Женевы, в Вене состоялась беседа с известным австрийским философом Освальдом Шпенглером, идеалистом и мистиком, реакционным философом, но человеком, очевидно, неглупым.
Говорят, что Освальда Шпенглера спросили, будет ли вторая мировая война, и он неожиданно ответил: непременно. Такая уверенность поразила вопрошавших. Ему задали новый вопрос: если он так уверен, то не может ли он сказать, когда. И Шпенглер ответил: могу, примерно около 1940 года.
— Почему около сорокового?
— Потому что к этому времени вырастет поколение, которое не помнит первой мировой войны. Для этого нужно двадцать — двадцать три года.
Это предсказание было воспринято как парадокс даже как кокетство. Откуда война? Кто и с кем будет воевать?
А между тем в Германии уже ораторствовал Гитлер — городской сумасшедший, предводитель банды хулиганов. Он ораторствовал в той самой Германии, которая была лишена армии, флота и авиации; той самой Германии, которая, казалось, была навсегда раздавлена.
Шпенглер ошибся очень немного, скорее, он переоценил время мирной передышки. Уже в 1938 году эта самая Германия захватила Чехословакию, в 1939 году обрушилась на Польшу, и началась вторая мировая война.
Это была совсем другая война. Это была война подвижная, война танковая, война бомбардировочная. Она отличалась неслыханной жестокостью, свирепостью оккупантов, которую сначала не до конца поняли даже ее современники.
Количество жертв этой второй мировой войны было грандиозным. Уже не семь миллионов погибло, а около пятидесяти миллионов, причем из этих пятидесяти миллионов огромное большинство составляли женщины, дети, старики — мирное население,— которые сгорели в своих домах, погибли под развалинами, были умерщвлены в концлагерях, задушены газами, или отравлены, или умерли с голоду.
Основной урок тридцатых и сороковых годов заключался в том, что современные методы пропаганды — радио, газеты и т. д.— могут превратить целые народы в скопище сумасшедших, что человек XX века, несмотря на весь технический прогресс, оказался, к сожалению, подвержен тем припадкам животной жестокости, которые свойственны были его далеким предкам. Оказалось, что в XX веке возможно обдуманное истребление миллионов людей, истребление хладнокровное, планомерное.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Фестивальная панорама «Смены». Юность планеты: борьба и надежды. Солидарность
Фестивальная панорама «Смены». Юность планеты: борьба и надежды. Дружба
ХII Всемирный