Сели, поехали. Пока разгонялись, Игорь навстречу, заметил, остановился. Зина фыркнула: господи, какой осел!..
Перечитаем последние строки из письма Игоря...
«С тех пор я злой на людей и могу совершить все, любой поступок. Я не верю, что кто-то стоит на истинно нравственной, бойцовской позиции. Я не верю людям».
Вот так.
Вот к таким серьезным осложнениям может привести власть вещей, внешне как будто совсем безобидное дело.
Всякая пустота, как известно, долго не пустует. Ее быстро заполняет что-то. Отсутствие нормальной педагогики тотчас заполняет антипедагогика.
Именно это произошло с Игорем. Сильно поддавшись антипедагогике разомкнутого пространства, крепко поверив в силу вещей, он слишком торопливо разуверился в человеческой чести и честности. Да и то! Бесчестность заметней, она нагла и достаточно откровенна, в то время как честность – состояние духа нормальное, и она не рекламирует себя. Честность – это обыкновенность.
Можно было бы сказать об утраченных Игорем идеалах. Но это неверно. Утрата предполагает разочарование и, выходит, начальную веру им.
Игорь не добрался до идеалов в результате неверного воспитания. Он просто не обрел их – не увидел, не добрался до идей, которые всегда были и всегда будут сильнее самых впечатляющих материальных соблазнов.
Ненайденность идеалов в юном, едва ли не отроческом возрасте, что может быть печальнее? И как же виноваты перед Игорем его родители, его учителя, люди, которым он доверял!
Он зол на отца той девочки, на пацана, который «обошел» его в собственном «Москвиче» – хорошо, если бы эта злость обратилась в честность и борьбу против торгашеской коррупции, – но Игорь зол на всех – на честных и бесчестных, без разбору, для него не существует водораздела между правдой и ложью, между злом и добром, он не научился отличать одно от другого, значит, он слеп.
Значит, речь идет о ненайденных, идеалах.
Когда человек растет, ему, его психике, его взглядам недостает прочности – это давно известно педагогике. Еще в древние времена воспитатель сравнивал душу воспитанника с воском, который каменеет только с годами, только с воспитанием и жизненным опытом. Но жаль, если воск отливается не в достойные формы. Жаль, если мировоззрение воспитанника складывается под влиянием ложных ценностей, фальшивых идеалов, мнимых истин.
Втрое, вдесятеро понадобится теперь сил, упорства, веры для того, чтобы разубедить Игоря в ложном и убедить в истинном.
Фальшивое обладает своей могучей силой и властью, недооценивать которые – большой грех для воспитателя.
В том-то и дело, что добро должно быть сильным, настойчивым, уверенным в себе, но никак не пассивным.
Добру надлежит биться со злом – противником коварным и опытным.
Добро не есть субстанция бездумная, абстрактная, категория вообще на все случаи жизни.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Спорт в нашей жизни
Рекомендуем молодому читателю книги Владислава Бахревского: