Власть вещей, или Повесть о ненайденных идеалах

Альберт Лиханов| опубликовано в номере №1339, март 1983
  • В закладки
  • Вставить в блог

Прелюдия о мере искренности и педагогике окружающего мира

Вначале – о мере искренности.

О праве на педагогику не только педагога.

О воспитателях неодушевленных, сила воздействия которых убедительней всяких слов – о вещах, о деньгах, о ценностях материальных, которые порождают новое в моральном – в отношениях между людьми.

Так вот, о мере искренности.

Познание души ребенка, отрока, юноши не есть педагогическая цель. Цель всякого воспитания – формирование личности идейно убежденной, а значит, зрелой, гармоничной, честной и работящей. Познание характера и его душевных глубин – лишь фундамент, на котором строится личность ученика умелыми руками и сердцем учителя. А мера искренности – пароль на право входа в эту душу. Понятие, прямо скажем, из деликатнейших и полностью зависит только от учителя – от его осторожности, такта, чувства предела.

Юные люди доверяют только умнейшим, да и то в них сызмала существует порог откровенности, черта, за которой ученик или уклоняется от ответа, или говорит полуправду, или произносит то, что от него ждут, на самом деле думая совсем иное.

Глубоко убежден: если учитель ощутил порог откровенности, если понял – мера искренности исчерпана, следует тотчас остановиться в любых наступательных действиях, остановиться, чтобы задуматься, как идти дальше и надо ли идти вообще. Чувство, интуиция, тонкость без всякого преодоления барьеров откровенности дадут настоящему воспитателю ответ на незаданный вопрос, укажут путь для дальнейшего движения.

Эти соображения – для замкнутого коллектива: класс – учитель, сын – родители.

Но воспитание – это дело, способное воздействовать на человека и в разомкнутом пространстве. Человека ведь воспитывает все: истина, услышанная в трамвае, пример, поданный кем-то на улице, статья в газете, спектакль в театре, книга, прочитанная в библиотеке.

Педагогика окружающей человеческой среды, общественных контактов, педагогика жизненных ситуаций сплошь да рядом вступает в соревнование с педагогикой школьной и семейной, смело опрокидывая их устои, перечеркивая достигнутое, отрицая доказанное.

Чаще всего растущий человек в конфликтном положении отмалчивается, и сколько нужно любви, внимания, душевного интереса ближних – отца, матери, учителя, – чтобы увидеть перемены в нем, чтобы услышать их неслышный голос, чтобы понять, где нужно прибавить сил и энергии и восстановить утраченное равновесие.

Но иногда – и не так редко – человек обращается к разомкнутому пространству.

Со стороны вроде пишет в никуда.

Разве анонимное письмо в редакцию, общественную организацию, к писателю – письмо кому-то? Ответа же не будет, раз письмо без обратного адреса. Да если и с адресом – какой глубины и убежденности придет обратный ответ, коли речь идет не о жалобе, а о деле нравственном, всеобщем, что ли?

И тем не менее письма такие идут.

И чем наивней, неиспорченней человек, тем больше верит он в ответ разомкнутого пространства, в ответ, который, как кажется ему, он непременно получит – не здесь, так там, не так, но иначе.

И здесь следует сказать об ответственности разомкнутого пространства. Но вначале два слова – о его структуре. Разомкнутое пространство, а другими словами, весь окружающий мир, пожалуй, можно поделить на две части – организованную, выражаясь модными словами, ангажированную, и менее организованную, а то и вовсе безответственную, но тем не менее тоже ангажированную, иначе говоря, тоже служащую тем или иным целям. Хотя не вполне осознанно.

Книга, театр, фильм, конечно же, относятся к первой части и, если говорить про нашу жизнь, служат добру.

Но словоизлияния подвыпившего мужичка в трамвае, задиристое поведение ватаги подростков на улице, грубость в очереди, площадная бесцензурность, рвачество, спекуляция, пьянство, превращение жизни в сплошную гонку за престижным барахлом суть педагогика отрицательного свойства, тот самый дурной пример, который заразителен и который во многих конкретных ситуациях способен опрокинуть идеи всяческого добра.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены