Но дело в том, что сперва надо чем-то овладеть, чему-то научиться, чего-то достичь. Никто и ничего в этом мире не приносит на тарелочке. Все надо заработать, всего надо добиться. И ни в каком обществе никакие блага не даются просто так.
Это простая истина.
И, между прочим, достижение благосостояния может быть одним из внутренних стимулов человеческой подвижности – роста, развития, учения. Тут нет ничего греховного. Но только именно так – одним из, а не единственным – и целью и смыслом.
Жить ради шмоток, ради машины, ради дачи, жить ради, во имя какого-то бы ни было имущества постыдно, ибо у человека есть куда более высокие предназначения: любовь, дети, умение, дело, совесть, верность – разве мыслимо перечислить великое множество составных человеческого счастья?
В том-то и дело, что человек обязан следить за собой во имя самого себя и суда человеческой чести.
Следить за собой в моем понимании означает лишь одно – не разменивать себя, свою жизнь на мелочь бытовых достижений. Разве же не преступно перед самим собой, перед высшим даром жизни гоняться за модными шмотками, напрочь забыв старую русскую поговорку: по одежке встречают, да по уму провожают? Некоторым, особенно молодым, неутвердившимся – а Игорь относится к ним – кажется, будто поговорка эта устарела и смысла не имеет или смыслом ее возможно пренебречь. Им кажется, коли ты в джинсах да дубленке, так уже что-то, личность, человек!
Для кого человек?
Для зеленых огольцов, как ты? Для девиц, истративших полжизни в погоне за импортной парфюмерией?
А не стоит ли, впадая в копеечное отчаяние, хоть раз задуматься: может, я что-то крупно перепутал в этой жизни? За цель принимаю антураж, пену? Ведь джинсы не больше чем штаны. А дубленка не больше чем шубейка, – раньше их носили извозчики, так, может, и впредь будут таскать их шоферы грузовиков в дальние рейсы?
А может, подумать, что новомодная мебель – всего-то лишь стулья да диваны? И легковой автомобиль – только средство передвижения?
И если так подумать, то что же останется?
Тем, кто гонится, гонится, гонится за всем за этим – копит, манипулирует порядочностью и рублишками, – тем, кто живет этим, барахло избрал целью существования на белом свете, так вот, если подумать подобным образом, что останется?
Пустота?
Кто-то, пожалуй, наивно думает: вот сперва всего добьюсь, раздобуду все, хоть лопну, а потом уж и жить начну.
Не начнет.
Раздобудет все честно – так там и жизни конец. Нечестно – непременно попадется.
Выдуманный все это мир, иллюзорный. Вещи, даже самые дорогие, на то и вещи, чтобы человека лишь только окружать, не делаясь смыслом его жизни. Вещи на это и не претендуют. Претендует сделать их сутью своей жизни сам человек.
Неумный и – не забудем подчеркнуть – неверно воспитанный.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Спорт в нашей жизни
Рекомендуем молодому читателю книги Владислава Бахревского: