И я вперился в темный потолок, ожидая видения будущей неведомой любви.
Всегда немножко надеюсь на потолок. Ведь писало же чудище из «Аленького цветочка» огненные слова для Аленушки на стенах.
Я высиживал первую свою повесть. В нашем литкружке считалось: быстро ничего не сочинишь, нужно работать, то есть переписывать. Каждую страницу по семь раз. Толстой «Войну и мир» семь раз переписывал. И я тоже, и я неустанно. О своем учителе, о Георгии Матвеевиче, о его жизни, о его уроках.
Он был единственным человеком, который верил, что из меня выйдет писатель. Я сочинял свою «Шехеразаду» и видел: ничего-то у меня не получается. Зелен я, чтоб о жизни Георгия Матвеевича написать.
Как же, наверное, я надоедал его жене, не понимая этого.
...Я познакомился с Георгием Матвеевичем шестиклассником, он проводил Пушкинский конкурс, на котором за стихи меня поощрили томиком Пушкина. Во второй раз я пришел к Георгию Матвеевичу десятиклассником, принес тетрадочку рассказов.
– Ты должен учиться в Литературном институте! – воскликнул Георгий Матвеевич. И пригласил меня бывать у него дома.
Раз в неделю, а то и все три раза, я шел к нему через весь город, на окраину. У него была одна комната с высоким потолком, просторная; целую стену занимали книги, и мне казалось, что Георгий Матвеевич богач. А он был школьный учитель. Жизнь его начиналась блистательно. Поступил в лучший институт довоенного времени, в ИФЛИ, а потом война, фронт...
Семейным человеком садился мой учитель на студенческую скамью. Он и учился и учил нас, писал книгу о Твардовском и сам сочинял поэму о своем деде-крестьянине, который пришел в Орехово-Зуево и стал ткачом.
Война напомнила о себе вдруг. Началась гангрена. Отрезали палец на ноге, потом ногу. Через год Георгий Матвеевич умер.
Хоронил его весь город. Ему было тридцать четыре года. Он работал учителем литературы в одной из двух дюжин школ, но для тех, кто хотел знать много, Георгий Матвеевич был самым важным человеком в городе.
Я отложил все свои рассказики и решил написать о жизни моего учителя. О нем и о наших ореховских ребятах, об этой дикой орде сорвиголов, которые, проучившись у Георгия Матвеевича иной раз и меньше года, записывались в библиотеку и брали читать стихи! Это были прямо-таки сказочные преображения – вот и я решил назвать свою повесть «Шехеразадой».
– А мы завтра на сенокос, – как бы между прочим сказала тетя Сима: ей было неловко впрячь гостя в эту летнюю крестьянскую заботу.
– Возьмите и меня!
Я попросился не из вежливости, а чтобы сбежать от неудавшейся «Шехеразады».
Грузовик, как паровоз по рельсам, едет по бревнышкам и слегам, кинутым в утонувшие колеи. Дорога петляет, но мы в грязь не заваливаемся.
Как можно так править? Не водители, а циркачи.
Михаил Агафонович вместе с лесорубами отправляется на делянку, а мы с тетей Симой – на вырубки, собирать по кустам уже накошенное сено.
Складываю веревку вдвое, выгребаю сухую траву из-под кустов, наваливаю охапку за охапкой на веревку, стягиваю концы и с пушистой, но тяжеленной ношей, колющей шею и спину, ломлюсь через дебри к дороге.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.