Написанная кровью

  • В закладки
  • Вставить в блог

Прошло совсем немного времени, и немцы вошли в Париж (1940 год). Антифашистские взгляды Пикассо ни для кого не были секретом, но в его мастерской на Грандз-Огюстен гитлеровцы появились только однажды, в феврале 1943 года — гестапо стало известно, что Пикассо посылает через Швецию деньги в Советский Союз. Увидев репродукцию «Герники», один из них спросил художника: «Это вы сделали?» — и в ответ услышал знаменитое: «Нет, это сделали вы!»

Гестаповцы вели себя в доме художника оскорбительно и, забрав несколько картин, обещали прийти снова. Но так и не вернулись. Говорили, что его спас немецкий скульптор Арно Брекер, любимец Гитлера: Гиммлер позволил ему покровительствовать французским художникам, у которых возникнут проблемы «политического характера» с оккупационными властями. Брекер, почувствовав, что Пикассо угрожает опасность, позвонил Мюллеру, возглавлявшему гестапо, и сказал, что такой человек, как Пикассо, не должен погибнуть, и более того, пригрозил, что, если гестаповцы будут проявлять активность по отношению к Пикассо, он, Брекер, сам позвонит Гитлеру. После этого Пикассо больше не беспокоили.

«Герника» выставлялась во многих столицах европейских стран, в крупнейших городах Америки. И только испанцы не имели возможности увидеть этот страстный протест против войны — Пикассо твердо заявил, что не привезет картину в Испанию до тех пор, пока там царит диктатура.

В 1939 году Пикассо передал «Гернику» на хранение в Музей современного искусства в Нью-Йорке, знаменитый МОМА, с условием, что, когда в Испании снова установится демократический режим, ее передадут в Мадрид. После смерти генерала Франко, когда в Испании снова была принята демократическая конституция, после 40 лет изгнания «Гернику» возвратили испанцам. Случилось это в 1981 году. Сначала ее домом стал музей Прадо, а позже, в 1992 году, она переехала вместе с другими произведениями художников ХХ века в мадридский Музей королевы Софии, где хранится и сейчас.

Но политические скандалы вокруг нее не утихают. 5 февраля 2003 года, когда в Совете безопасности ООН обсуждался вопрос о вторжении в Ирак, копию картины, висевшую в парадном вестибюле с 1985 года, вдруг занавесили (под предлогом того, что телевизионщикам нужен однотонный фон). Ранее она не мешала при проведении совещаний. Похоже, в этот раз антивоенный пафос картины мешал ооновским экспертам принимать злополучные решения. Все видевшие репортаж из Совбеза были возмущены отсутствием знакомых образов Пикассо. Но на этом участие «Герники» в современной истории не закончилось — 7 февраля сотрудники мадридского Музея королевы Софии вышли на улицы испанской столицы, неся в руках репродукцию шедевра Пикассо и лозунги, на которых было написано «Нет войне!» Они протестовали против войны в Ираке и требовали снова открыть копию «Герники» в ООН.

У этого гениального творения Пабло Пикассо завидная судьба — оно продолжает жить и по-прежнему ведет свой вечный бой со Злом.

П. Пикассо. «Герника», 1937 г.

  • В закладки
  • Вставить в блог

читайте также

Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этой теме

Русская Джоконда

Картина Ивана Крамского «Неизвестная»

Фредерик Базиль

Картина «Мастерская художника на улице Кондамин»

Красавица Аврора

Княгиня Демидова

в этом номере

Клеточные

Дмитрий Ромендик на фоне зоопарка

Темнота – друг

Семь дней во мраке (опыт сенсорной депривации)

Президент ворсистый, средней плотности

Где делают ковры с ярко выраженными политическими убеждениями