Прошло совсем немного времени, и немцы вошли в Париж (1940 год). Антифашистские взгляды Пикассо ни для кого не были секретом, но в его мастерской на Грандз-Огюстен гитлеровцы появились только однажды, в феврале 1943 года — гестапо стало известно, что Пикассо посылает через Швецию деньги в Советский Союз. Увидев репродукцию «Герники», один из них спросил художника: «Это вы сделали?» — и в ответ услышал знаменитое: «Нет, это сделали вы!»
Гестаповцы вели себя в доме художника оскорбительно и, забрав несколько картин, обещали прийти снова. Но так и не вернулись. Говорили, что его спас немецкий скульптор Арно Брекер, любимец Гитлера: Гиммлер позволил ему покровительствовать французским художникам, у которых возникнут проблемы «политического характера» с оккупационными властями. Брекер, почувствовав, что Пикассо угрожает опасность, позвонил Мюллеру, возглавлявшему гестапо, и сказал, что такой человек, как Пикассо, не должен погибнуть, и более того, пригрозил, что, если гестаповцы будут проявлять активность по отношению к Пикассо, он, Брекер, сам позвонит Гитлеру. После этого Пикассо больше не беспокоили.
«Герника» выставлялась во многих столицах европейских стран, в крупнейших городах Америки. И только испанцы не имели возможности увидеть этот страстный протест против войны — Пикассо твердо заявил, что не привезет картину в Испанию до тех пор, пока там царит диктатура.
В 1939 году Пикассо передал «Гернику» на хранение в Музей современного искусства в Нью-Йорке, знаменитый МОМА, с условием, что, когда в Испании снова установится демократический режим, ее передадут в Мадрид. После смерти генерала Франко, когда в Испании снова была принята демократическая конституция, после 40 лет изгнания «Гернику» возвратили испанцам. Случилось это в 1981 году. Сначала ее домом стал музей Прадо, а позже, в 1992 году, она переехала вместе с другими произведениями художников ХХ века в мадридский Музей королевы Софии, где хранится и сейчас.
Но политические скандалы вокруг нее не утихают. 5 февраля 2003 года, когда в Совете безопасности ООН обсуждался вопрос о вторжении в Ирак, копию картины, висевшую в парадном вестибюле с 1985 года, вдруг занавесили (под предлогом того, что телевизионщикам нужен однотонный фон). Ранее она не мешала при проведении совещаний. Похоже, в этот раз антивоенный пафос картины мешал ооновским экспертам принимать злополучные решения. Все видевшие репортаж из Совбеза были возмущены отсутствием знакомых образов Пикассо. Но на этом участие «Герники» в современной истории не закончилось — 7 февраля сотрудники мадридского Музея королевы Софии вышли на улицы испанской столицы, неся в руках репродукцию шедевра Пикассо и лозунги, на которых было написано «Нет войне!» Они протестовали против войны в Ираке и требовали снова открыть копию «Герники» в ООН.
У этого гениального творения Пабло Пикассо завидная судьба — оно продолжает жить и по-прежнему ведет свой вечный бой со Злом.
В 4-м номере читайте о женщине незаурядной и неоднозначной – Софье Алексеевне Романовой, о великом Николае Копернике, о жизни творчестве талантливого советского архитектора Каро Алабяна, о знаменитом режиссере о Френсисе Форде Копполе, продолжение иронического детектива Ольги Степновой «Вселенский стриптиз» и многое другое.
Картина «Пир в доме Левия»
Полотно Жоана Миро «Ферма»
31 октября 1632 родился Ян ван дер Меер ван Делфт (Ян Вермеер)
Старость как ступень для новых совершений
Ксения Годунова
Археологи отыскали столицу древней Хазарии?
Триллер
Почему некоторые люди такие неприятно-медлительные