Княгиня Демидова
Она славилась своей изумительной красотой и добротой. Это в ее честь назвали знаменитый крейсер, давший сигнал к штурму Зимнего дворца. Но в веках память об Авроре жива благодаря подарку, который сделал ей муж: вскоре после свадьбы, в 1836 году, Павел Демидов заказал портрет своей жены Авроры Карлу Брюллову.
Судьба картины оказалась столь же поразительной, как и судьба самой княгини Демидовой.
Прекрасная Аврора родилась 3 августа 1808 года в финском городке Пори. Ее отца, Карла Шернваля, назначили губернатором, и в 1812 году семья переехала в Выборг. Когда Авроре было всего семь лет, отец умер, мать снова вышла замуж, а Аврору отправили в Петербург. В 16 лет она снова вернулась под крыло матери, которая вместе со своим супругом жила в Гельсингфорсе (ныне Хельсинки). Вскоре девушка начала появляться в свете. Она была настолько хороша, что не заметить эту кареглазую красавицу было просто невозможно!
Произвела она впечатление и на молодого адъютанта финляндского генерал-губернатора Александра Муханова. Начался бурный роман, закончившийся неожиданно – Муханов перевелся служить в другое место и исчез из ее жизни – на четыре года! Аврора очень переживала – предательство со стороны человека, которого она уже видела своим мужем, больно ранило ее. Через некоторое время она переехала в Петербург, где ее появление произвело фурор среди отпрысков самых аристократических фамилий, блестящих кавалергардов, лучших поэтов и музыкантов того времени. Ей посвящали свои строки В. Жуковский, Е. Баратынский, П. Вяземский, Ф. Тютчев.
На одном из балов Аврора вновь встретила Муханова, теперь уже полковника и камергера при московском архиве иностранных дел. Любовь вспыхнула с новой силой, была уже назначена дата венчания. Но – Муханов тяжело заболел и умер. По иронии судьбы – в день свадьбы…
Чтобы как-то отвлечь Аврору, ее сестра Эмилия представила девушку императрице и императору, и Александра Федоровна сделала ее своей фрейлиной. При дворе ряды ее обожателей пополнил тридцативосьмилетний Павел Николаевич Демидов – придворный охотничий, государственный советник, камергер двора и обладатель огромного состояния. Демидов был не только одним из самых богатых людей в России, но и одним из самых просвещенных. Аврора несколько раз отказывала Демидову, но, в конце концов, согласилась. Ходили слухи, что ее уговорила царица: тяжело больной Павел Николаевич мог уехать за границу, и его миллионы – за ним. (И в те времена утечки капитала из страны опасались.)
Они венчались в ноябре 1836 года. Демидов устроил два празднества – одно в Петербурге, а второе – в родном для Авроры Гельсингфорсе. Не привыкшие к такой роскоши местные жители потом долго вспоминали, как ночь озаряли фейерверки, палили конфетами пушки, а фонтаны били шампанским. На той свадьбе, навсегда оставшейся в истории Хельсинки, гулял весь город!
Не менее пышными были и празднества в Петербурге.
Молодая жена получила потрясающий свадебный подарок – знаменитый алмаз «Санси», сокровище французской короны. А еще он заказал портрет своей жены самому известному портретисту России – Карлу Брюллову. Художник довольно долго работал над этой картиной. Образ красавицы Авроры не отпускал его, «оживавший более и более от каждого прикосновения его кисти», как писал ученик Брюллова, А. Мокрицкий. И художник создал настоящий шедевр.
Перед нами – великолепная красавица в белом атласном платье. Роскошные плечи, точеная шея, милая улыбка, чудесные глаза. Соболиный палантин, модный по тем временам тюрбан.
Говорили, что в лице жены Демидов приобрел еще одну красивую вещицу в свою коллекцию. На самом деле, между супругами была настоящая любовь, и в 1839 году у них родился наследник Павел.
К несчастью, судьба по-прежнему не жаловала Аврору – в апреле 1840 года Демидов скончался. Ей было 32 года, а сыну – шесть месяцев. Аврора унаследовала (вместе с младшим братом мужа Анатолием, жившим в Италии) огромное состояние Демидовых и нашла в себе силы достойно распорядиться им. Она построила богадельню, родильный дом, открыла несколько «авроринских» школ и приютов, создала особый фонд, деньги которого шли на помощь получившим увечья при несчастных случаях. В Нижнем Тагиле до сих пор живет в народе память о ней как о внимательной, приветливой и доброй благотворительнице.
После положенного траура Аврора Демидова снова стала появляться в свете. Бывала она и в салоне Карамзиных. Тут, в доме вдовы известного историка и писателя, она встретилась с его сыном Андреем, адъютантом графа А. Орлова. Андрей страстно влюбился в умную, благородную и не потерявшую с годами своей красоты женщину. Она долго не решалась дать согласие – разница в возрасте (почти десять лет) заставляла задумываться о будущем. Но в июле 1846 года они все-таки обвенчались.
Наступило самое счастливое время в жизни Авроры. Андрей вышел в отставку, и они путешествовали за границей, подолгу жили в Нижнем Тагиле, где улучшали жизнь рабочих – открывали столовые, больницы. Стараниями Андрея Николаевича была открыта даже городская читальня, ставшая рабочим клубом. Именно Карамзин ввел на демидовских заводах восьмичасовой рабочий день.
Но, видимо, судьба не хотела, чтобы Аврора была счастлива. Если и дарила ей немного счастья, то на очень короткое время…
Началась Крымская война. Андрей сразу отправился на фронт, и в мае 1854 года он был убит в сражении с турками. Смерть блестящего, умного, благородного человека потрясла Петербург. Многое повидавший Тютчев назвал эту смерть «недостойной жестокостью». Аврора, писал он друзьям, убита горем, увидев мертвого мужа, она буквально окаменела.
(Кстати, существует легенда, по которой один из кораблей, принимавших участие в Крымской кампании и потопленный англичанами, был назван «Авророй» именно в честь Авроры Демидовой-Карамзиной. А позднее, в честь уже того, героического, корабля, назвали «Авророй» и знаменитый крейсер, которому суждено был дать исторический залп – сигнал к штурму Зимнего.)
В память о муже Аврора построила капеллу во Флоренции, а в Нижнем Тагиле поставила памятник.
После смерти Андрея она посвятила себя благотворительности, стараясь облегчать жизнь страждущих и на Урале, и в Петербурге, и на своей родине, в Финляндии. (В 2008 году в Финляндии широко праздновалось 200-летие со дня ее рождения...)
Аврора Шернваль-Демидова-Карамзина прожила долгую жизнь, похоронив всех мужчин, которых любила, – жениха, мужей и сына, трагически умершего в тридцать с небольшим. И, каждый раз, теряя любимых, думала – не переживет. Но понемногу находила в себе силы и – снова направляла деньги на благие дела, открывала новые столовые и школы, спонсировала очередную выставку Академии художеств.
В 9-м номере читайте о Верховном канцлере Российской империи в годы правления Елизаветы Петровны Алексее Петровиче Бестужеве-Рюмине, о нелегкой, драматической судьбе первого российского посла в Афганистане Ивана Викторовича Виткевича, о Надежде фон Мекк – женщине, видевшей смысл своего существования в музыке Петра Ильича Чайковского, о жизни и творчестве Квентина Тарантино, окончание остросюжетного романа Андрея Дышева «Троянская лошадка» и многое другое.
Картина «Плот «Медузы»
Картина «Мастерская художника на улице Кондамин»
Чудо бельгийского собора Святого Бавона
Известный рок-музыкант – о путях к спасению, компьютерных играх и реальных полетах
Картина Жака Луи Давида «Смерть Марата»
Рассказ
Фотопутешествие с Юлианом Рибиником
Музыкант и телеведущий – о внутренних рубежах, мастерстве и цинизме