Великий праздник мутировал в бизнес-проект?
Страна готовится в 65‑й раз отметить день Великой Победы. Однако количество акций, открыто рекламирующих историческое событие, как кошачий корм, заставило нас всерьез задуматься: насколько изменился образ Победы в сознании наших сограждан? И какой она видится им в 2010 году? На поиски истины отправился Антон Елин.
25 марта, в предпоследний день Недели моды в Москве, комиссар движения «Наши» Антонина Шаповалова продемонстрировала новую коллекцию одежды «Победа № 22». Я побывал на показе в Гостином Дворе и пришел в восторг. Судя по коллекции, Шаповалова считает, что война проходила то ли в Булонском лесу, то ли в фетиш-клубе. На подиуме – «наши» девочки в гимнастерках, все модели – в ссадинах, со шрамами и окровавленными коленками. На гимнастерках и военных френчах нашиты стилизованные медальки и ордена. На плечах – шерстяные платки грубой вязки, что должно подчеркнуть страдания и лишения. И лица – блокадниц.
На вопрос, чем является сегодня Победа – торговой маркой, модным трендом или праздником со слезами на глазах, комиссар Антонина Шаповалова отвечала уверенно и в простоте души.
– 9 Мая – это бизнес-проект, у меня есть абсолютное ощущение этого, – сказала она. – Так происходит с подобного уровня трендами. 9 Мая – это тренд. И так должно быть.
– А почему так должно быть? – изумились мы.
– Потому что это правильно, – жестко сказала комиссар Шаповалова. – Тренд – это когда люди помнят, знают, хотят быть причастными. Новый год – это тренд. Евровидение – это тренд, 9 Мая – это тренд. Патриотизм, память, достояние наших предков – это все хорошо. Но это не отменяет того, что Победа становится полноценным трендом. А то все забыли про 9 Мая!
– А чего вам самой не хватает в Победе?
– Чтобы она была полноценной… Нет, давайте я подумаю и правильно отвечу на вопрос.
– Давайте.
— Мне не хватает эмоциональной отдачи, – подумав, отвечает Антонина.
В разделе «Наш магазин» на сайте движения «Наши» победная коллекция одежды пока недоступна. Зато можно приобрести другие произведения комиссара Шаповаловой – футболки с принтами «Сосет не только США!» и «На ЙУХ». На личной странице дизайнера указано, что ее одежда есть в гардеробе у Владимира Путина и Владислава Суркова.
Напомним, молодежное движение «Наши» позиционирует себя как «инструмент формирования новой системы ценностей поколения».
По состоянию на 12 апреля, уже 5 227 599 мобильных телефонов поют великие песни войны. В основном, «Катюшу» и «Темную ночь». Дело в том, что в начале года тройка ведущих мобильных операторов договорилась открыть единый бесплатный номер «1945», откуда можно «скачать Победу». Все очень просто. Идете на сайт мобильной акции «Ура Победе!» (ura.9may.ru), изучаете краткую инструкцию, после чего скачиваете себе военные рингтоны, картинки с георгиевскими лентами, а также мобильный сериал «От Советского информбюро» в исполнении Левитана.
Арт-директор московского креативного агентства «N1» Станислав Ефремов считает, что идея «мобильной Победы» – белый шум.
– Больше всего это напоминает дикий коллективный рекламный невроз, глобальный продакт-плейсмент. Такая Победа быстро наскучит потребителям. Мне сложно представить человека, который упивается сводками Советского информбюро. Это наспех сваренное ретро. Не за что зацепиться. С георгиевской лентой тоже дикая история. Пять лет подряд акция «Георгиевская ленточка» была бесплатной. На шестой год устали, начали деньги делать. Пока только в Екатеринбурге и Томске. Здесь ленту продают в киосках «Роспечати» и на оптовых складах.
Акция «Георгиевская ленточка – 2010» стартовала 22 апреля. Это уже шестая совместная попытка РИА «Новости» и «Студенческой общины» повязать знак личной доблести солдата на все, что движется и не движется.
Сайт «Одноклассники.ру» с жаром включился в акцию «Я помню! Я горжусь!». Каждый желающий теперь может украсить героическим символом свою фотографию. Например, вот так.
Эта девушка в красном белье тоже помнит и гордится, за что и получила рейтинг 5+. Но в комментариях ее непатриотично высекли – за идиотизм и за цвет волос.
– Плевала я на их мнения, – ответила гордая барышня в ответ на наше сочувствие. – Чтобы помнить, мне обязательно надо взять в руки транспарант, одеться и причесаться? А когда вы стоите в душе, вы перестаете помнить о ветеранах? А кто сказал, что нельзя вспоминать о войне в женской бане? Я всегда помню – даже когда стою в одних трусиках. Выскажу крамольную мысль: даже парад Победы принимает человек в трусах.
Персональную Победу класса люкс предлагает предприниматель Дмитрий Гуржий – евразиец и глава свежего ювелирного бренда. Ко Дню Победы он выпускает запонки из серебра 925 пробы с рубиновыми вставками: ППШ-41 и танк Т-34. Один раз я встречался с Дмитрием на чьем-то дне рождения, и он говорил, что пацифист. Но Победа™ и его милитаризовала. Гуржий уверен, что именно таким образом можно и нужно осмыслять историю страны. Вещи должны вызывать коллективные позитивные эмоции.
– Поэтому, – объяснил он, – я ко Дню Победы обращаюсь к ППШ и танку Т-34. И это не гламуризация Победы, а почти мистическое уважение к вещам.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
12 сценариев гибели Земли. Часть 2
К 100-летию ВЛКСМ
Дмитрий Ромендик на фоне зоопарка
Маргарита Тучкова — первая русская сестра милосердия
комментарии
Я бы обязала всех кто зарабатывает на этом деньги обязательно перечислять средства в какие-то фонды ветеранов и людей кто родился в годы войны
Автор, 9 мая-это бренд? Вы в этом уверены? Зачем тиражировать слова людей недалеких?