Такая долгая война

Михаил Булкаты| опубликовано в номере №1188, ноябрь 1976
  • В закладки
  • Вставить в блог

Он научился играть. Грубые, как прутья, пальцы ожили, стали послушными, и я уже не знал, кем же все-таки станет Бечыр: летчиком, альпинистом или музыкантом.

По ночам Бечыр забывал о сне. Играл, смеялся над собственной импровизацией, пел. Гыцци тоже радовала музыка Бечыра, но чувствовало ее сердце, что за его смехом и весельем что-то таится.

– Отдохни, сынок, и музыке дай отдохнуть, – умоляла она. Но Бечыр играл и пел. Играл и пел.

5

Война началась давно и тянулась так долго, что успел уйти на фронт соседский мальчик Тотрадз, который был всего на полтора года старше Бечыра. Бечыр слонялся, как одичалый, не находил себе места.

Дни скользили друг за другом, как четки, перебираемые дедушкой Кудзи. Аул опустел и заглох. Лишь изредка, когда Илас приносил в чью-нибудь саклю треугольное письмо, слышались радостные восклицания.

Во мне и поныне живет страх перед почтальоном, перед той облезшей дерматиновой сумкой, перекинутой через плечо.

– Нет страшнее человека, чем почтальон Илас, – сказал как-то Бечыр по дороге в школу.

Я оцепенел. Оказывается, Бечыр думал о том же.

— Что тебе плохого сделал Илас? Бечыр снисходительно улыбнулся.

— Я сказал не «плохой», а «страшный».

— А разве между плохим и страшным есть разница?

— Есть, малыш. Быть страшным Иласа заставляет война. – И Бечыр показал мне какой-то клочок бумаги. Я развернул его и увидел черную кайму. В глазах потемнело. Я различал только одно слово – «погиб». Расплылись и очертания смуглого лица Бечыра.

— Бечыр! Ведь Тотрадз совсем недавно ушел!.. Откуда оно у тебя?

— У Иласа взял...

Так вот зачем он каждый день звал меня встречать Иласа! Я не хотел видеть этой черной сумки и отказывался встречать почтальона. И Бечыр шел один, без меня.

А сейчас Бечыр стоял с побелевшими губами и одно за другим выдергивал из кармана извещения, блуждая прищуренными глазами по чистому небу, точно там искал души павших. Я беззвучно считал бумаги с черной каймой. Их было семь. Вот они, спрятанные Бечыром души павших: мой родной дядя – балагур и шутник Баграт; сын старого плугаря Бика – тихоня и флегматик Гиуарги; сыновья вдовы Терезы – Авксентий и Иуане; средний сын Беджа Теблойты – Архип; беспризорник и бывший пастух аула Нестор Джергаты и... Тотрадз. Бумаги жгли мне ладони. Я вернул их Бечыру.

– Надо раздать их матерям. У Бечыра вспыхнули глаза.

— Ты что, свихнулся, малыш? Раздать мог и сам Илас, но он таскал их в черной сумке ухе целый месяц.

— А что с ними делать?

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Желтый дракон Цзяо

Роман. Продолжение. Начало в № 21