Такая долгая война

Михаил Булкаты| опубликовано в номере №1188, ноябрь 1976
  • В закладки
  • Вставить в блог

– Илас, мальчик мой! Да наградит тебя бог долгой жизнью и радостью! – Гыцци плакала и смеялась.

Читать она не умела, но узнать курчавый почерк Бечыра ей было нетрудно.

– Прочти-ка письмо, Дзамбол!

Я пробежал глазами лист бумаги.

«Гыцци! Дзамбол! Пишу вам из Одессы. Спешу, очень спешу, гыцци, но обязан написать тебе и сообщить о своем здоровье. Гыцци, прости меня за все. Я не мог иначе. Я струсил, стал бояться твоего взгляда и появления маленького Иласа, который боялся аульчан так же, как и они его. И перестал расти от страха. Я не мог, гыцци, я сдался и ушел туда, где нет страха. На передовую меня пока не пускают, и я вынужден есть солдатскую порцию даром. Здесь почти как в тылу. Придет время, ответит Гитлер за все... Гыцци, прости меня за самовольство. Передайте Кудзи, что его фандыр здесь, в окопах, что вместе с ним воюют его хозяева – живые и неживые. Привет всем. Ваш Бечыр!»

...Коротка радость, горе тоже должно быть коротким. Открой ему дверь настежь – и оно искромсает и раздавит тебя. Чтобы утолить боль, надо лизать рану языком молча. Тогда от твоих стенаний не будет больно другим. Так меня учили Бечыр и дедушка Кудзи.

Вчера Илас принес в наш дом треугольную радость. Потом исчез. Жди его теперь целую вечность. А посещать нас он стал все реже и реже. Гыцци по ночам бредит, вспоминает то Бечыра, то Тотрадза, то Иласа. Чем я могу ей помочь?

Открыв скрипящую калитку, Илас крадучись пробирается в наш двор. Он стоит перед гыцци с поникшей головой, как будто виноват, что опоздал с письмом Бечыра. Я стою за спиной гыцци и вспоминаю слова брата: «Страшный человек почтальон Илас».

– Тетя Нанион, прости меня! Не утерпел... открыл письмо Бечыра, – сорвавшимся голосом произнес Илас.

– Илас, мальчик мой! – Гыцци плакала от радости и от жалости к Иласу. «Ранен в колено, – писал Бечыр, – не рана, а царапина. Меня больше задел упрек сержанта Скворцова, чем эта царапина. «Не лезь в глотку фашиста, это тебе не игра в чижика. Пуля достанет их и на расстоянии!» – сказал он мне в санчасти. Меня поучает, а сам идет на них, как таран. Посмотрели бы на него, как он бросается на эту сволочь! Он грызет их зубами. Я много раз смотрел на Скворцова и задавал себе вопрос: какое зло надо совершить, чтобы заслужить ненависть такого доброго человека? Как-то я спросил его об этом, но у него отнялся язык. Потом он поднял над головой сжатый кулак и процедил сквозь зубы: «Они мне должны!» Дочь и сынишка сержанта Скворцова попали под бомбу, отец не нашел и костей... «Под музыку твоего фандыра спляшу гопака перед рейхстагом», – шутит иногда Скворцов. Куда там, разве ему до танцев! Но я жду этого дня, мы идем к этому дню...»

Молчит гыцци, молчит весь аул, потому что Иласа что-то давно не видно. У гыцци нет больше терпения, и она сама идет разыскивать мальчика. Кажется, почтальон прячется и от нее и от всех.

8

По ту сторону каменной ограды стоит дедушка Кудзи. Смотрит из-под ладони на проселочную дорогу. Там ни души.

Из-за ограды я не вижу дороги, но легкий шорох шагов на пустой улице настораживает меня.

Зачем Илас пришел к дедушке Кудзи? Кудзи никого не ждал. И фандыр держит в руках... Я присел под оградой. Мальчик бросился к старику.

– Дедушка! Не могу я больше его прятать, но как показаться с этим... тете Нанион! Я не хочу! Я не буду... Хотя Бечыр сам наказывал мне придерживать горе при себе... Но эта война такая долгая...

Перепрыгнув через ограду, я выхватил из рук Иласа треугольное письмо.

– Крепись, малыш... Ты должен утешить гыцци! – шептал Кудзи, и его трясущиеся пальцы запрыгали на глянцевитом набалдашнике посоха.

Письмо было коротким:

«Много горя помог перенести нам этот фандыр, но на этот раз подвел и себя и своего хозяина. Оба смертельно ранены одной пулей. Сержант Скворцов».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Желтый дракон Цзяо

Роман. Продолжение. Начало в № 21