Совершеннолетие

  • В закладки
  • Вставить в блог

И все начали подпевать. Вполголоса. Не мешая и не помогая исполнительнице... А потом вспоминали мелодию песни, которую пела Анхела, видели стройную девушку и слышали ее чистый полудетский голос, словно окрашенный в ровный, насыщенный цвет оранжево-желтых плодов...

«Каждая картина представляется мне музыкальной партитурой, в которой есть и строка музыки...» Что ж, наверное, именно такие мелодии, одну из которых мы услышали вчера, помогли художнику безошибочно выписать в своем произведении музыкальную строку.

Развивается музыкальная тема, а параллельно ей звучит тема истории, ибо рядом с музыкальной строкой есть еще и строка истории...

Мрамор президентского дворца в Гаване хранит следы пуль патриотов, пытавшихся еще в 1957 году свергнуть Батисту.

Дворец этот создавали выдающиеся мастера. И сегодня, осматривая его, экскурсанты медленно проходят из зала в зал, стараясь не пропустить ни одной детали внутреннего убранства. Мрамор, позолота, картины... И здесь же, под стеклом, – инструменты для пыток, созданные высококвалифицированными инженерами и специалистами в области медицины...

Смерть, мучительная смерть пряталась во дворце, окружая себя роскошью и красотой. Но мощно и неотвратимо двинулись с гор Сьерра - Маэстры колонны революционных бойцов, и диктатор бежал задолго до того, как армия революции вступила в Гавану...

Голос истории ясно слышится в выставочном зале. История питает гражданский темперамент художников, даря им вдохновение и принимая образы бессмертных борцов – Хосе Марти, Че Гевары, Камило Сьенфуэгоса...

Идеи революции сообщают живописным полотнам и графическим листам ту искренность и остроту, которые возможны только тогда, когда сердце художника бьется в том же ритме, что и сердца его героев.

– Центральная тема творчества молодых, – говорил нам Нельсон Домингес, – конечно же, сегодняшний день Кубы. На наших полотнах – рабочие современных предприятий, о которых и не слышали в то время, когда из Кубы пытались сделать экзотический райский уголок для американских туристов; рубщики сахарного тростника, которые, овладев техникой, из года в год повышают производительность труда; кубинские крестьянки, которые только после революции смогли ощутить всю многоцветную, многозвучную радость бытия; солдаты Революционных вооруженных сил, оснащенных самым совершенным оружием...

Автострады, металлургические, химические, цементные заводы, электростанции и водохранилища – все это самым естественным образом вписалось в традиционный портрет Кубы с ее королевскими пальмами, зелеными горами, созвездием Южного Креста и дружелюбной улыбкой, которая сияет в глазах каждого кубинца...

И в этой новой красоте есть праздничность юной энергии, есть нежность и бережность, с которыми кубинцы относятся к своей родине, есть та философская глубина, которую сообщили ей идеи революции...

– Многие наши художники, – продолжает Домингес, – стремятся показать в своих картинах единство всех элементов нашей культуры: кубинских, испанских, африканских, индейских... Поэтому в их орнаментах встречаются кубинские растения, испанские гитары, африканские барабаны, индейские украшения... И очень часто – винтовки. Такие же, какие были в руках героев, совершивших революцию. Тогда, семнадцать лет назад, мы были совсем детьми. Но детские впечатления, соединившись с рассказами участников тех событий, стали для нас реальностью, стали самым сильным творческим импульсом...

На этой выставке мы видели немало картин, на которых был изображен человек с винтовкой, человек с оружием. Запомнилась «Победа за нами» Эдуардо Рока. В этой картине явственно ощущается могучее вдохновение борьбы и свет разума, направляющего эту борьбу...

– Я изнутри чувствую проблемы Анголы, – сказал нам Эдуардо Рока. – Испытываю братские чувства к людям Анголы. И не только потому, что мои предки были африканцами. Нет. Здесь важнее другое: братство идей, братство наших народов, с оружием в руках завоевавших свободу, родственность наших исторических судеб.

Эдуардо Рока – одна из самых больших надежд изобразительного искусства Кубы. Сын каменщика, он закончил Национальную школу искусств в Гаване и сейчас преподает в этой школе, помогая будущим живописцам обрести художническую зрелость.

Картина Эдуардо Рока говорит о мужестве и борьбе. Полотно Ачедо Алонсо – о нежности и красоте. Возвышенно спокойна девушка, увиденная художником. Льнет к ее темной коже влажный воздух, насыщенный ароматами тропических трав и цветов, бережно повторяя контуры ее фигуры... Глазами этой девушки смотрит на нас целый мир, она его выражение, его одухотворенная сущность...

И ее гибель – трагедия для всех. Ибо она превратит этот живой, одушевленный мир в нечто бессмысленное, в хаотическое собрание случайных предметов, не соединенных между собой живым человеческим теплом...

Многие участники бригады имени братьев Саистак же, как Эдуардо Рока, преподают в Национальной школе искусств, которая была открыта в 1962 году в здании, принадлежавшем когда-то частному клубу любителей игры в гольф. Любители эти в основном были североамериканскими миллионерами. И когда кто-нибудь из них испытывал желание отвлечься от забот, он садился в самолет и, не спрашивая никакого разрешения у кубинских властей,- приземлялся на специальном аэродроме. В клубе его ждали роскошные апартаменты, зеленые лужайки и тропические растения, собранные со всей Латинской Америки. Рассказывают, что даже Батиста был допущен в клуб всего лишь считанное число раз. По мнению американцев, не совсем белый диктатор обладал кое-какими достоинствами, однако они все же не были достаточны для того, чтобы позволить Батисте на равных общаться с членами клуба. После революции миллионерам пришлось искать другие площадки для игр. Отпала и проблема общения с диктатором. Клуб был национализирован и по предложению Фиделя Кастро передан детям.

За последние годы здесь по проекту лучших архитекторов построено несколько учебных корпусов и общежитие на тысячу мест. Каждое из этих зданий похоже на дворец. «Эти корпуса, – говорил нам генеральный директор школы Хуан Хосе Фукса, – пожалуй, имеют большее отношение к скульптуре, нежели к архитектуре...»

Скульптуры на зеленых лужайках, редкостные цветы тропиков, легкие, облицованные темно-красными прямоугольниками галереи, связывающие между собой художественные студии...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Революция, молодежь, будущее

Член Центрального Комитета Коммунистической партии Кубы, первый секретарь Национального комитета Союза молодых коммунистов Кубы Луис Орландо Домингес отвечает на вопросы главного редактора журнала «Смена»

Хвост змеи

Рассказ