Совершеннолетие

  • В закладки
  • Вставить в блог

Многие участники бригады преподают искусство в школах. Немало среди них и таких, которые работают на предприятиях и в учреждениях. Например, живописец Алексис Абреу – техник-строитель, а художница Йоланда Санта Мария – инспектор начальных школ. Бригаде же они отдают все свое свободное время. И эта их внеслужебная деятельность весьма обширна и разнообразна. В Гаване и в провинциях организуются выставки, встречи, консультации, обсуждения непосредственно на предприятиях, в сельскохозяйственных кооперативах, в школах...

– Нам крайне важно знать, – говорил нам один из руководителей бригады художник Нельсон Домингес, – как принимают наше искусство те, для кого мы работаем. Наши зрители не пассивные созерцатели. Они активно участвуют в нашем творчестве, корректируя своей живой реакцией всю нашу работу.

Перед каждым из нас стоят две задачи. Первая – сформироваться самому как творческой личности. Вторая – передать массам тот свет искусства, который нам посчастливилось увидеть. Постоянно общаясь с людьми труда, мы воспринимаем самую суть социализма, воспринимаем не абстрактно, а в образах живых героев, которые его утверждают. Настоящая, подлинная жизнь должна пройти сквозь сердце художника, только тогда он сможет достойно отобразить ее в своих произведениях... Мы стремимся ускорить процесс собственного становления, постижения техники искусства, делаем все, чтобы не обмануть ожидания людей, которые с таким энтузиазмом встречают каждый наш успех.

Мы не только молодые работники искусств. Мы молодые граждане свободной Кубы. И для нас дело чести создать такие полотна, которые по своей значимости были бы соизмеримы с тем, что создает сегодня кубинский народ, столь восприимчивый и к истинной красоте и к истинной правде, которую открыла перед ним революция...

Нельсон Домингес говорит, что «Выставка солидарности художников Кубы с народом Анголы» – одна из центральных акций бригады в нынешнем году. До этого были проведены выставки солидарности с борющимися народами Пуэрто-Рико и Никарагуа...

– Здесь представлены работы почти всех участников бригады, – говорит Нельсон, – свыше двухсот произведений живописи, графики, скульптуры и керамики. После закрытия мы передадим эту выставку в дар народу Анголы...

Картина Алексиса Абреу называется «Кубинская песнь Анголе». Причудливое сплетение линий и элементов... Кажется, оно продолжает изменяться, развиваться, кажется, что из глубин этой живой ткани вот-вот выплывут новые образы, новые лица, столь же значительные, как лицо женщины, которое естественно и органично возникло на картине...

Всматриваешься в орнамент и различаешь кубинские пальмы и африканские барабаны. И тогда нетрудно услышать гулкую вибрацию, на фоне которой возникает мелодия.

Условные пальмы превращаются в настоящие, зеленый цвет становится цветом травы, а ритм прихотливых линий – ритмом кубинского танца...

На зеленой лужайке перед школой танцевали дети. Гитары вели мелодию, а на высоком барабане играл мальчик лет двенадцати. Он выстукивал сложный ритмический рисунок и улыбался, и было ясно, что играть для него так же естественно, как дышать и улыбаться, наслаждаясь всеобщим весельем...

Алексис Абреу ведет нас по выставке, стараясь, чтобы мы ощутили внутреннюю связь между цветом, линией и звуком. Он говорит, что для него искусство началось с музыки, что его дед и отец любили петь и играть, а брат – профессиональный гитарист.

– Многим кубинским художникам, – говорит он, – первые уроки искусства дала народная музыка...

И снова вспоминается мальчик-барабанщик. Может быть, это младший брат художника, а может быть, это сам Алексис Абреу лет десять назад?..

И вдруг трагическая тишина заставляет умолкнуть все звуки, все мелодии. Перед нами графический лист Орландо Суареса «Боль Анголы». Женское лицо, рука... Раскаленное небо и раскаленный песок, уничтожающий все, кроме душевной муки, сжигающий все, кроме памяти о сыновьях, об отцах, о любимых, обо всех, кто погиб в тяжкой борьбе...

Мысленно возвращаемся к картине Абреу... И становится ясно, что женщина на его полотне знает о существовании той, другой, которая стала образом боли Анголы. Строга и нежна «Кубинская песнь». Но в нежности и красоте ее таится память обо всех сыновьях Кубы, которые так же, как дети Анголы, пролили свою кровь, сражаясь за дело свободы.

...Играет ребенок в сказочном мире, созданном фантазией художника Луиса Мигеля Вальдеса. Играет, не подозревая, что его детство – это и есть сказка. И, словно повинуясь его желаниям, склоняются над мальчиком цветы, прикасаются к его пальцам...

Еще один образ прекрасного и не искаженного страданием мира – «Внутренний вид с фруктами» Йоланды Сантамарии. Продуманная до мельчайших деталей композиция. Приглушенные краски, в которых прячется тусклый, сдерживаемый огонь. Внутреннее напряжение превращает этот «Внутренний вид» во фрагмент сцены, на которой постоянно с первоначальной остротой разыгрывается вечный сюжет любви человеческой...

Отсвет этого чувства лежит на лицах женщин, в которых художники воплотили идеалы прекрасного, рожденные и в Европе, и в Африке, и в Латинской Америке... И в галерее этих женских образов, запечатленных на картинах, вдруг возникает реальное женское лицо, увиденное вчера.

...Девушку звали Анхела Гонсалес. Мы попросили ее спеть, она взяла гитару и словно забыла обо всем Она не начала песню. Она лишь продолжила то, что обрело жизнь сотни лет назад. В ее пении не было ни форте, ни пианиссимо, потому что мелодия не требовала украшений. В ней уже в миг возникновения было все: и цветные облака над деревьями, и женская красота, и запах океана...

Голос был негромок и отчетлив – словно узкая, ровно светящаяся полоска во тьме...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 6-м номере читайте об одном из лучших режиссеров нашей страны Никите Сергеевиче Михалкове, о  яркой и очень непростой жизни знаменитого гусара Дениса Давыдова, об истории любви крепостного художника Василия Тропинина, о жизни и творчестве актера Ефима Копеляна, интервью с популярнейшим певцом Сосо Павлиашвили, детектив Ларисы Королевой и генерал-лейтенанта полиции Алексея Лапина «Все и ничего и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Будто снова...

Рассказ

Хвост змеи

Рассказ

Революция, молодежь, будущее

Член Центрального Комитета Коммунистической партии Кубы, первый секретарь Национального комитета Союза молодых коммунистов Кубы Луис Орландо Домингес отвечает на вопросы главного редактора журнала «Смена»