Шанс равен нулю

Герхард Йоханн| опубликовано в номере №1430, декабрь 1986
  • В закладки
  • Вставить в блог

Раппар почувствовал, насколько велико превосходство этой женщины. Она одна решает, чем закончится его авантюра. «Она меня погубит, мелькнула мысль, так или иначе она меня погубит. Да и ее ли это план? По телефону она ничего не говорила, только слушала. Что, если все это внушил ей комиссар? Через десять минут они будут штурмовать банк, сказала она. Нужно скорее решаться на что-то».

(Тут комиссар Фриссак откровенно рассмеялся, как человек, который знает больше, чем хочет сказать.)

Антуан Раппар был уже неспособен разработать собственный план или выйти из сложившейся ситуации самостоятельно, не опираясь на советы жены директора. Мысли носились у него в голове, как машины по перекрестку в большом городе, появлялись и тут же, не додуманные до конца, исчезали. Чем же было то, что предложила ему женщина, — спасением или тупиком? Сейчас она в его власти, он угрожает ей оружием, он оскорблял ее, так почему же ей хочется спасти его?

— Почему вы это для меня делаете? — спросил он.

— Вы меня не слышали? Я же сказала: я испытываю к вам симпатию. Видите ли, вначале вы для меня были всего лишь мелким гангстером, примитивным преступником. Но вы не такой. Вы просто отчаявшийся юноша, один из тех, кто ищет счастья не там. Вы совершили глупость, но вы еще так молоды. Только тюрьма, в которую вы непременно попали бы, сделала бы вас тем, кем вы сейчас кажетесь. И то, что вы пережили здесь, станет для вас уроком. Вы этого уже не повторите.

«Да, — подумал Раппар. — Она права. К тому же у меня не остается больше времени и выбора. Я подошел к концу».

А если в ее предложении действительно нет никакого «крючка»? Она сказала, что задний выход не контролируется. Значит, он может ее застрелить или хотя бы ранить и убежать с деньгами. Ключ, который все еще у нее, он быстренько забрал бы. Однако он слишком хорошо знал, что выстрелить в нее не сможет, уж во всяком случае не сейчас. Возможно, вначале он бы и смог, когда она была ему совсем чужой, когда они еще не успели поговорить друг с другом. У нее к нему сочувствие, даже симпатия? Почему это не может быть правдой?

— Вы мне не доверяете, — заявила Елена Гинар. — У вас, конечно, есть основания быть недоверчивым после всего, что вы мне сделали. Меня тоже не прельщает братание с вами. Пропасть между нами широка и глубока и останется навечно. Но вы, вероятно, сын добропорядочной матери, быть может, брат очаровательной сестры. По-моему, вам все нужно обдумать. Для вас существуют три возможности: вы можете меня убить, но тогда рассчитывайте на худшее. Вы можете еще некоторое время простоять здесь в нерешительности, но я не гарантирую, что комиссар сохранит спокойствие. Или, наконец, вы можете последовать моему плану, тогда у вас есть шанс, не больше. Вы должны на что-то решиться, и побыстрее.

Юноше казалось, что срок, установленный комиссаром, давно прошел.

— Ну, хорошо, — сказал он. — Я согласен. Сделаем, как вы предложили... Нет, с одной поправкой. Вы сами откроете дверь и выйдете со мной. Только когда я увижу, что коридор пуст, я отдам вам револьвер.

Елена Гинар задумалась.

— Это слишком ненадежно. Вы не хотите рисковать, я тоже не хочу. Если я отопру и мы вместе выйдем, то что помешает вам застрелить меня, если револьвер будет еще у вас? Вы должны отдать револьвер заранее, так как мне тоже нужна гарантия, что я выйду отсюда невредимой.

— Тогда сделаем так: я положу револьвер на этот стол и пойду туда, где сейчас вы. Одновременно вы подойдете к двери и отопрете ее. Потом вы отступите к стене. Я выбегу в коридор. Только не пытайтесь сбежать; когда дверь будет открыта, я еще успею оказаться у стола и схватить револьвер.

— Договорились, — сказала женщина.

Когда раздался выстрел, комиссар Фриссак немедленно начал действовать. Двое из его людей, как было условлено, перекрыли переднюю входную дверь банка. Другие, ждавшие в укрытиях позади банка, получили по радио приказ блокировать заднюю дверь и все подходы к ней.

Вокзал и улицы, ведущие к шоссе, были уже под наблюдением. Он не уйдет, этот начинающий, этот дилетант, он поймет, что в Бонкуре комиссар энергичен и знает свое дело.

(Фриссак заметил, что это самая разумная фраза во всем тексте.)

Через переднюю дверь в кассовый зал ворвался вместе с двумя полицейскими и сам комиссар. Возможно, женщину еще удастся спасти. Но у открытой задней двери стояла с револьвером в руке Елена Гинар. Грабителя не было видно.

— Где он? Кто стрелял? — прокричал комиссар. Женщина пожала плечами.

— Стреляла я, — сказала она.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Цветы и штанга

Адрес интересного опыта

Подводя итоги года

После выступлений «Смены»

«Властью пристального взгляда»

Страницы отечественной словесности