«Как опущенные на землю знамена, — подумал он. — Или... не знаю. В этом есть что-то от того времени».
Они шли по склону балки, который незаметно поднимался вверх.
— Вот она, — сказал директор школы.
Могила была старательно обкопана и обложена дерном, на ней лежала гранитная глыба, своими формами отдаленно напоминающая буденовку. Впрочем, возможно, это сходство «увидел» только скульптор Зайченко.
«Хорошее место, — подумал Олег Константинович. — Все село на виду. На втором плане деревья. Сквозь них степь, сейчас красная от маков. А зимой белая. Синее небо. Ветер. Простор. — Сердце забилось чаще. — Нужен темный гранит».
И тут из зарослей ольхи вышел старик, очень крепкий, в аккуратной одежде, с лицом, пожалуй, благородным, если бы не настороженные глаза, в которых что-то пряталось и таилось.
— Здрасьте, — сказал старик, снимая кепку с седой головы. — Зря вы это, зря! — заспешил он. — Чего прошлое ворошить?
— Что зря? — не понял Олег Константинович. Старик продолжал быстро, давясь словами:
— Ета еще неизвестно, кто под камнем-то: Ванька или кто другой. Может, белого офицера закопали, а вы — памятник.
— Ты что, дед, мелешь? — зло перебил его Владимир Павлович. — Пьяный, что ли? Ты что мелешь, я тебя спрашиваю?
Старик испугался, попятился, вроде хотел еще что-то сказать, но надел шапку и, в сердцах махнув рукой, зашагал по тропинке к селу. В его крепкой спине скульптору Зайченко увиделось что-то непримиримое, затаенное, страшное...
— Кто это? — почему-то шепотом спросил он.
— Не знаю, — сердито сказал директор школы. — Видел в селе, а кто — не знаю. Но я еще справки наведу.
Они возвращались в село молча. На душе у Олега Константиновича было смутно и неопределенно. Как будто тебе на незнакомом языке сказали фразу, от которой зависит твоя жизнь или успех в жизни, а смысл фразы непонятен, и некому перевести.
Из-за угла показался запыленный «газик».
— Председательский, — сказал Владимир Павлович. — Видно, сам за нами.
Действительно, «газик» затормозил около них, из него тяжело выпрыгнул старый человек в галифе, сапогах, в выцветшем офицерском кителе, лицо его было обветренно, обожжено солнцем, брови выгорели.
«Тоже старик, — подумал скульптор Зайченко. — Везет мне сегодня на стариков и старух. Устал он. Глаза усталые».
— Иван Алексеевич Шахов, председатель сельсовета. — Пожатие руки его было крепким и быстрым. — Я за вами. А ты, Владимир Павлович, вечерком ко мне зайди. Разговор есть.
Владимир Павлович тут же сухо попрощался с Олегом Константиновичем и зашагал к школе, слегка покачивая полным задом.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Живая память
Патриоты нашего времени
Роман-хроника