Ответственность

Владимир Анисимов| опубликовано в номере №1451, ноябрь 1987
  • В закладки
  • Вставить в блог

Первый секретарь Сургутского горкома КПСС Николай Аникин

Переходить от слов к делу — так формулируется самая насущная задача дня. А для этого надо взять на вооружение все лучшее, что накопило наше общество за семьдесят лет своего развития. Сегодня мы с особым вниманием всматриваемся в тот недолгий, но удивительно емкий период, когда во главе нашего государства стоял Владимир Ильич. На его мыслях, его идеях основан курс обновления, взятый партией.

Суть этого курса — широкая демократизация, гласность на всех уровнях, активизация человеческого фактора. Ключ к решению поставленных задач в том, чтобы каждый человек стал подлинным хозяином на своем рабочем месте, в коллективе, в обществе. Ломка отжившего, утверждение нового стиля работы — процесс нелегкий. Людям, которые включились в него, противостоят бюрократизм, кумовство, цинизм, безверие, другие ставшие за годы застоя привычными пороки. Но как бы ни был труден этот путь, главное — действовать активно, продуманно, шаг за шагом. Критерии нашей работы — деловитость, настойчивость, ответственность. Об этом, о других актуальных проблемах нашего времени размышляет первый секретарь Сургутского горкома КПСС Николай Григорьевич Аникин, многие годы работающий на тюменском Севере.

— В поисках ответов на самые острые вопросы современности мы все чаще обращаемся к нашей истории. И в первую очередь — к ленинскому наследию. На ваш взгляд, Николай Григорьевич, чем вызван возросший интерес к прошлому и в особенности к первым годам социалистического строительства?

— Прежде всего сближением слова и дела. Был период, когда ленинские слова использовались в основном для праздничных цитат и лозунгов, для пропаганды наших успехов — подлинных и мнимых. Но народ-то не обманешь, он хорошо видел, что громкие лозунги — сами по себе, а жизнь с ее назревшими проблемами — сама по себе. Вот этот разрыв между лозунгами и конкретными делами ощутимо сказался на общественном настроении.

Партия сегодня не обещает коммунизма через двадцать лет, скорого и всеобщего благоденствия и изобилия. Наоборот, она говорит, что для этого всем нам придется немало поработать, что легкого успеха не будет. Вот эта суровая правда как раз и внушает людям оптимизм. Задачи ставятся реальные, пути их решения намечаются конкретные. Нынешний период обновления социальной и экономической жизни страны характерен тем, что в основе решений партии лежат ленинские идеи о демократии и гласности, о социалистическом хозяйствовании, хозрасчете, о воздействии на производство через интересы людей. Сейчас мы открыто говорим, что ленинские принципы соблюдались не всегда и не в полном объеме. Поэтому естественно, что возрождение этих принципов вызывает самый пристальный интерес к нашему прошлому и его урокам. А через призму истории — к нашим сегодняшним делам.

— В своих работах, выступлениях Ленин неоднократно и настойчиво обращался к вопросам развития демократии. «Развитие демократии до конца, изыскание форм такого развития, испытание их практикой...» — так определял Ильич одну из составных задач борьбы за социальную революцию.

— Мы все сегодня ощущаем современность, политическую остроту и актуальность ленинских заветов. Процесс обновления, перестройки партия начала именно с демократизации общества. Прямо и ясно говорится, что перестройка возможна только через привлечение самых широких масс к управлению всеми делами общества и государства.

— Вам не кажется, что плодами демократизации, гласности пока больше пользуются разные молодежные самодеятельные объединения, нежели рабочие коллективы? Многие рабочие, в том числе и в Сургуте, относятся к происходящим процессам как-то сдержанно, выжидательно.

— Согласен с вами. У многих работников под влиянием негативных явлений прошлого сформировался своеобразный «комплекс равнодушия». Начнем с простого — отношения к работе, к средствам производства. Социологические исследования, проведенные под руководством известного экономиста академика Т. И. Заславской, показали, что в полную силу трудится едва ли третья часть работников. Остальные, по их собственному признанию, «работают с неполной нагрузкой и при другой организации производства могли бы делать больше и лучше». Но вы же понимаете, что ссылка на организацию труда нередко служит всего лишь оправданием собственного безделья, собственной инертности и безразличия к работе. Ну какая особенная организация производства нужна, чтобы просто бережно относиться к вверенной тебе технике, оборудованию, материалам?

— Хозрасчет. Не бережешь — расплачивайся сам.

— Хозрасчет, конечно, нужен. Но я сейчас о другом'. Можно ли все сводить к рублю? Когда Ленин говорил о личном интересе, то при этом не отрицал же он начисто энтузиазма! Иное дело, что ленинскую формулировку долгое время использовали половинчато. «Пятилетке — энтузиазм и творчество молодых!» — вот мы на собственном опыте и убедились, что на одном энтузиазме, на одном сознании далеко не уедешь. Сейчас все большее значение придается экономическому стимулированию, справедливой оплате труда. Но при этом важно не впасть в другую крайность. Да, нельзя победить равнодушие, разбудить инициативу самых широких масс с помощью призывов и лозунгов. Почти так же наивно рассчитывать только на всемогущую силу рубля.

Я начал с простого — равнодушия немалой части работников к своему делу. А ведь речь идет о вещах несравненно более сложных: необходимо изменить отношение к общим делам — как производственным, так и общественным. Вот вы сослались на самодеятельные объединения: дескать, они больше, чем кто-либо другой, пользуются плодами демократизации. А ведь это легко объяснимо. Надеть на себя металлические побрякушки или носиться по городу на мотоциклах — тут ведь никакой работы ума и души не требуется. Да, на волне демократизации появилось немало разной «пены». Так же, впрочем, как это было и в первые послереволюционные годы. Не надо только теряться перед новыми молодежными явлениями. У нас в Сургуте тоже образовались различные объединения. Мы считаем, что запреты ничего не дадут — они все равно будут существовать. Так, например, мы вполне официально признали любительское объединение владельцев видеомагнитофонов. У них есть устав, запрещающий хранить и демонстрировать видеопрограммы антисоветского, порнографического содержания, пропагандирующие культ насилия, жестокости. В объединении 38 человек. Полагаем, они будут нашими помощниками в нормализации обстановки по видео. Что касается «металлистов», «рокеров», то мы хотим предложить горкому комсомола провести смотр-конкурс этих объединений. Пусть молодежь сама посмотрит и разберется, что хорошо, а что плохо.

И еще одно хочу сказать: любыми молодежными течениями можно управлять, если действовать нешаблонно и тактично. Вот вам свежий пример — совсем недавно в Сургуте создан подростковый военно-спортивный клуб «Рассвет». Клуб объединяет старшеклассников, учащихся ПТУ и техникума. Организовал его милиционер, комсомолец Анатолий Сивков. Знаете, как? Специально выискивал в городе тех подростков, у кого кресты на шее и железки на руках. И сумел их увлечь! Нашел помещение для клуба, добился, чтобы УВД и ДОСААФ выделили мотоциклы, спортивное оружие. Учит ребят вождению мотоцикла, стрельбе, борьбе самбо, готовит к службе в армии. Подростки с увлечением ремонтировали клубные комнаты, а теперь организуют что-то вроде кооператива: будут в свободное время работать, а деньги — в общий котел. Заработанные средства пойдут на покупку спортинвентаря и другого оборудования для клуба, на летние поездки по местам боевой славы — в Севастополь, Брест. Кресты с шеи и железки все сами поснимали...

К чему я это рассказываю? К тому, что всегда были и есть люди неравнодушные, активно влияющие на окружающих, на нравственную атмосферу. Как видите, и молодой сержант милиции может деятельно участвовать в управлении социальными процессами, в управлении жизнью своего города. Но, разумеется, для успеха перестройки, для настоящего обновления общества нельзя ждать стихийного прихода энтузиастов-одиночек. Главная задача сегодняшнего дня очень схожа с той, что стояла в первые годы Советской власти. В двадцатые годы Ленин говорил: суть в том, чтобы изучать людей, искать умелых работников, без этого все приказы и постановления — пустые бумажки. Эта ленинская мысль особенно актуальна сейчас, причем в любой сфере — в политике, экономике, общественной жизни.

— Николай Григорьевич, много лет говорятся правильные слова о том, что каждый должен быть хозяином на своем рабочем месте, в коллективе, в обществе. Где гарантии, что призывы и теперь не останутся призывами? Где конкретные формы демократического самоуправления?

— Гарантия — в дальнейшей демократизации экономики. Пока в этом направлении сделаны лишь первые шаги — введена выборность и обязательная отчетность руководителей перед трудовыми коллективами. Надо сказать, и то, и другое не везде проходит гладко. Наряду с компетентными, толковыми руководителями к власти приходят люди, «удобные» для определенной части коллектива. Да и отчеты некоторых руководителей состоят в основном из общих фраз и рассуждений. Конечный итог такого руководства, как правило, — экономическая дестабилизация предприятия. На пути демократизации экономики ошибки неизбежны, нам придется пройти и через это. Но уже. первый этап показал ростки активности и заинтересованности людей.

— Я вот о чем сейчас подумал... Может, одна из серьезных причин застоя крылась в недоверии? Министерство не доверяло директору предприятия, держа его в ежовых рукавицах жесткой опеки; директор, в свою очередь, не доверял бразды управления трудовому коллективу — как бы чего не вышло. Не здесь ли истоки равнодушия, безынициативности? Я не считаю, конечно, парадных, для галочки «инициатив», коими столь богаты были минувшие годы... Причем болезнь эта, как видно из истории, застарелая. Еще в двадцать шестом году Феликс Эдмундович Дзержинский, руководивший тогда народным хозяйством, писал в ВСНХ после поездки по предприятиям Юга о том, что вынес твердое убеждение в непригодности системы управления, базирующейся на всеобщем недоверии, требующей от подчиненных органов всевозможных отчетов, справок, сведений, плодящей бесконечную переписку и волокиту, губящей всякое живое дело... Ведь как будто еще вчера сказано! Надо, считал Дзержинский, круто перевести этот курс на курс доверия. Нельзя, говорил он, управлять промышленностью иначе, как доверяя тем, кому ты сам вручаешь данное дело, уча их и учась у них... Еще тогда он говорил о необходимости перевода всех заводов на хозрасчет... Дзержинский не успел осуществить перестройку народного хозяйства. Теперь мы, можно сказать, продолжаем начатое им дело, берем на вооружение многие его идеи.

— И в этом деле, надеюсь, нашей опорой будет Закон о государственном предприятии. Конечно, при том условии, что он даст подлинную свободу экономической деятельности предприятий, освободит их от жесткой опеки, то есть если мы на практике, как отмечалось на июньском Пленуме ЦК КПСС, сумеем применить общеправовой принцип: разрешается делать все, что не запрещено законом. Уже сегодня можно привести ряд примеров конкретного участия рабочих в делах производства. Так, в управлении строительства Сургутской ГРЭС-2 два крупных участка работают на коллективном подряде. Здесь практически все решается коллективно — от формирования производственной программы до распределения зарплаты и премий инженерно-техническим работникам. С первого января на коллективном подряде работает трест «Сургуттрансгидромеханизация».

— На предприятиях создаются новые органы самоуправления — советы трудовых коллективов. Но я слышал и такое: «Нас обязали создать совет — мы и создали. А чем он будет заниматься, сами не знаем». Выходит, иногда самоуправление навязывается «сверху»?

— Давайте договоримся: «сверху»или «снизу» — вопрос второй. Первый — как вернуть людям ощущение хозяев на своем предприятии? Ведь право быть хозяином, участвовать в управлении всеми делами больше декларировалось, чем осуществлялось на практике. Когда мы говорим о застойном периоде, то должны помнить, что застой произошел и в сознании людей тоже.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Непримиримость

Роман-хроника

Ленин. Революция. Мы

К 70-летию Великого Октября