Поезд в XXI век

опубликовано в номере №1349, август 1983
  • В закладки
  • Вставить в блог

О Таллинском железнодорожном ПТУ имени А. А. Мюрисепа – лауреате премии Ленинского комсомола

В вагоне

Фирменный поезд «Эстония» от Ленинградского вокзала в Москве отошел по расписанию и прибыл в Таллин минута в минуту. Вагон был теплым, проветренным, чистым. Проводница оказалась приветливой, внимательной женщиной.

Да-да, она знает училище имени Мюрисепа, недалеко от вокзала. Многие ее сослуживцы учились там. Хорошее училище, очень известное. Нет-нет, сама окончила лишь восемь классов. Это теперь настало время, когда нужно всему обучаться.

– А нужно?

– Нужно, – твердо сказала она. – Раньше хватало опыта, теперь требуются еще знания. Люблю ли свою работу? Привыкла. Люблю. Заработки хорошие – до двухсот. Не каждый мужчина так заработает. Тяжело, правда, бывает, особенно в зимний период. Но зато постоянно новые, разные люди – интересно.

– Так, может, детей своих в это училище отдадите?

– Ну, по нынешним дням детей не отдают – они сами идут куда вздумается. Выберут этот путь – что ж, препятствовать им не стану.

Ночью поезд шел очень мягко. Соседи мои давно спали, было тихо, только иногда на нас словно обрушивался во тьме быстрый, порывистый ураган – пролетал мимо встречный состав. Изредка мы останавливались ненадолго, вверх по стене проскальзывали неяркие огни маленьких станций, доносились голос диспетчера, перекличка далеких гудков, близкие негромкие голоса и мелодичный звон колес, когда по ним ударял молоток обходчика. Этот звук, поначалу невнятный, приближался, набирая серебристую силу, потом также растворялся где-то вдали. Наш поезд осматривали, ощупывали, чьи-то руки ласкали его, и мы отправлялись дальше. Мы спали, а на дороге шла непрекращающаяся работа и жизнь.

Устраиваясь под мягким шерстяным одеялом между прохладными, свежестью пахнущими простынями, я думал о том, какими качествами должны обладать эти люди, которых раньше называли изящным, а теперь звучащим несколько старомодно словом «путейцы», эти люди, отказавшиеся от многих привычных удобств и земных радостей? Чтобы работать, подчас трудно работать и чувствовать себя счастливым, что необходимо им иметь в характере и душе? Какие они должны быть, чтобы беспрерывно навстречу нам и за нами вслед на платформах, в вагонах, в цистернах по пустынным просторам проносились не воздвигнутые, но уже замысленные города, плотины, искусственные моря? Чего ради выбрали они для себя беспокойную эту профессию и стараются, чтобы я и подобные мне сегодня ехали в тепле и покое к холодному Балтийскому морю сквозь долгую вьюжную ночь?

В Таллин мы прибыли серым туманным утром.

В этом городе очень естественно сопрягается порывистое быстробегущее время сегодняшней жизни с монументальной статикой былых времен. Высокая история – со стремительной будничностью наших дней. Я не случайно об этом пишу. Таллинское железнодорожное училище имени А. А. Мюрисепа – одно из старейших в СССР. Ему больше ста лет. Оно часть города и в какой-то степени живет по тем же внутренним законам, что и весь город.

Несколько строк из истории

Училище располагается в здании прошлого века, сложенном из неяркого камня, и напоминает скорее музей или даже небольшой старый замок. А во дворе перед входом в него установлен так похожий на замечательную игрушку – до того он отмыт и блестящ! – но все же самый что ни на есть настоящий небольшой паровозик с узкоколейки. Кажется, он под парами, даст вот сейчас гудок и поедет, тем более что до железной дороги отсюда рукой подать: она огибает училище, и гул ее стремительных локомотивов, ее рокот, нервное мигание семафоров, беспрерывная нескончаемая работа входят составной частью в жизнь и учеников и их педагогов.

Здесь, во дворике, на этом небольшом пятачке многое как-то сложилось, устроено так, что сразу душой, нутром ощущаешь незапамятные времена. Потом я еще не раз при знакомстве с училищем столкнусь с этим намеренным, рукотворным сопряжением сегодняшнего дня с днем минувшим.

В 1870 году открылось регулярное железнодорожное движение между Ревелем (так в те времена назывался главный город Эстляндии, или Ревельской губернии Российской империи) и Петербургом.

– А в 1880 году, – рассказывала мне заместитель директора училища по воспитательной работе Хилья Рудольфовна Пинт, – в городской газете появилось сообщение, что Балтийское железнодорожное общество открывает для обслуживания дороги техническую железнодорожную школу, где в начальном и первом классах станут готовить мальчиков по специальностям машинистов, путеобходчиков, телеграфистов. Обучение будет происходить на русском языке. Плата за год составляет десять рублей и – считала необходимым довести до сведения городских обывателей газета «Ревелишер Беобахтер» – взимается в начале учебного года. – Хилья Рудольфовна значительно подняла палец. – Вот так-то, деньги вперед. А теперь у нас не только бесплатное образование, но мы еще учащимся нашим платим...

– Когда наше училище только построили, – говорила она, – а мы до сих пор занимаем и то первое здание, здесь был самый край города, дальше начинались пастбища и сенокосы, «Железка» рассекла эти луга, вспорола первозданную тишину. Город очень вырос с тех пор, и теперь училище находится чуть ли не в центре.

Великий рационалист

С директором училища Райво Александровичем Пютсепом я познакомился в его кабинете. Этот уравновешенный, доброжелательный человек очень напоминал мне моего старинного знакомого. Несколько лет назад я ездил в Тольятти и встретился там с директором строительного ПТУ Василием Афанасьевичем Ковалем. Тогда обращала на себя внимание одна его черта. Разговаривал ли я с ним, следил ли за тем, как он работает, как общается с педагогами и ребятами, с городскими властями – в общем, что бы он ни делал, ни предпринимал, чувствовалась спокойная убежденность в справедливости своих идей и поступков.

Мне кажется, что директором училища, вернее, хорошим директором только и может быть человек, уверенный в своей жизненной человеческой справедливости. Потому что ребята, мальчишки, как никто, чувствуют раздвоенность, позу, фальшь и, как никто, нуждаются в доверительном общении с искренним, значительным человеком.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены