Поезд в XXI век

опубликовано в номере №1349, август 1983
  • В закладки
  • Вставить в блог

– Как-то я с подозрением отношусь к подобным сравнениям. Все-таки мать у человека одна.

– Конечно, – согласился он быстро. – Только мастер тоже должен быть хорошим другом, понимать тебя и тебе самому помочь себя понять. Правда, бывают и накладки. К примеру, нас учат, что поезд перед отправлением должен быть весь в порядке и иным он не может выйти в путь. А пойдем мы на работу – все не совсем так: и то не в порядке и это, а едем.

Мы засмеялись оба.

– Чтобы быть машинистом, надо быть веселым, неунывающим человеком, – вдруг сказал Урмас. – Все веселье мира затягивать к себе в локомотив.

– И ты никогда не жалел, что выбрал эту профессию?

– Иногда и у меня бывают минуты, когда я думаю, что могла моя жизнь сложиться по-другому. Редко, но бывают. Я даже думаю, что люди, которые не знают сомнений, которые утверждают, что не сомневаются, они говорят неправду. Главное, чтоб эти минуты или сомнения приносили пользу, чтоб человек находил силы бороться с обстоятельствами или с собой.

Если учесть, что эти слова произнес восемнадцатилетний юноша, еще только стоящий в начале пути, они покажутся удивительными и прежде всего своей неюношеской зрелостью.

– Слушай, – спросил я его напоследок, – ты ведь кончишь училище, наверное, с красным дипломом, пойдешь дальше учиться?

Он помолчал.

– Пока еще поработать надо, потом в армии отслужить, а тогда и посмотрим.

Что ж, Урмас Штубис скоропалительно ничего не решает – воистину человек солидный.

О плодах просвещения

Учителя физики спрашиваю, чем преподавание в школе отличается от его работы здесь, в ПТУ?

– Чем отличается? – переспрашивает он. – Если честно, так тем, что у нас намного больше ребят, чем в школе, которые тяжелее успевают. В промышленности, в строительстве, в лабораториях нам необходимы квалифицированные кадры. Средняя школа прославляет историческое предназначение рабочего класса, его роль, а в ПТУ выпихивает, сплавляет слабых учеников. Я не за то, чтоб хороших учащихся посылать в ПТУ, а плохих учить в школе. А за то, чтоб поднимать престиж профессиональных училищ. Для этого необходима возможность требовательно относиться к ребятам.

Уже общим местом звучит, что жизнь, производство, научный прогресс стремительно развиваются и современному рабочему для успешной профессиональной деятельности просто необходимо быть образованным человеком. Да вот и примеры близкие: сейчас на дороге в машинисты и за долгие годы не выслужишься – надо окончить техникум, а чтоб помощником стать – среднее ПТУ. И вот еще что. После того, как в училищах повсеместно ввели среднее образование, ребята, получая вместе с дипломами аттестат зрелости, могут при желании поступать в институт. Этой возможностью немногие пользуются, но никто теперь по сравнению с выпускниками школ не чувствует себя обделенным. Хочешь такой судьбы – пожалуйста, она не закрыта.

Мне кажется, мы не должны образованию и особенно среднему образованию в ПТУ давать какое-то прикладное значение. Человек изучает курс средней

школы, чтоб стать хорошим тепловозным мастером, токарем или проходчиком – это, конечно, важный, но все же частный момент просвещения. Человек не исчерпывается и не должен исчерпываться своей профессиональной функцией.

В начале 60-х годов мне поручили написать материал об одной студентке. Она училась в университете на геологическом факультете и одновременно по вечерам посещала занятия и сдавала экзамены на искусствоведческом отделении. Это была тихая, скромная девочка, одинаково преуспевающая и как гуманитарий и как естественник.

Когда я ее спросил, кем же она все-таки хочет стать, она ответила:

– Я не знаю пока. Еще не решила.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены