– Как-то я с подозрением отношусь к подобным сравнениям. Все-таки мать у человека одна.
– Конечно, – согласился он быстро. – Только мастер тоже должен быть хорошим другом, понимать тебя и тебе самому помочь себя понять. Правда, бывают и накладки. К примеру, нас учат, что поезд перед отправлением должен быть весь в порядке и иным он не может выйти в путь. А пойдем мы на работу – все не совсем так: и то не в порядке и это, а едем.
Мы засмеялись оба.
– Чтобы быть машинистом, надо быть веселым, неунывающим человеком, – вдруг сказал Урмас. – Все веселье мира затягивать к себе в локомотив.
– И ты никогда не жалел, что выбрал эту профессию?
– Иногда и у меня бывают минуты, когда я думаю, что могла моя жизнь сложиться по-другому. Редко, но бывают. Я даже думаю, что люди, которые не знают сомнений, которые утверждают, что не сомневаются, они говорят неправду. Главное, чтоб эти минуты или сомнения приносили пользу, чтоб человек находил силы бороться с обстоятельствами или с собой.
Если учесть, что эти слова произнес восемнадцатилетний юноша, еще только стоящий в начале пути, они покажутся удивительными и прежде всего своей неюношеской зрелостью.
– Слушай, – спросил я его напоследок, – ты ведь кончишь училище, наверное, с красным дипломом, пойдешь дальше учиться?
Он помолчал.
– Пока еще поработать надо, потом в армии отслужить, а тогда и посмотрим.
Что ж, Урмас Штубис скоропалительно ничего не решает – воистину человек солидный.
Учителя физики спрашиваю, чем преподавание в школе отличается от его работы здесь, в ПТУ?
– Чем отличается? – переспрашивает он. – Если честно, так тем, что у нас намного больше ребят, чем в школе, которые тяжелее успевают. В промышленности, в строительстве, в лабораториях нам необходимы квалифицированные кадры. Средняя школа прославляет историческое предназначение рабочего класса, его роль, а в ПТУ выпихивает, сплавляет слабых учеников. Я не за то, чтоб хороших учащихся посылать в ПТУ, а плохих учить в школе. А за то, чтоб поднимать престиж профессиональных училищ. Для этого необходима возможность требовательно относиться к ребятам.
Уже общим местом звучит, что жизнь, производство, научный прогресс стремительно развиваются и современному рабочему для успешной профессиональной деятельности просто необходимо быть образованным человеком. Да вот и примеры близкие: сейчас на дороге в машинисты и за долгие годы не выслужишься – надо окончить техникум, а чтоб помощником стать – среднее ПТУ. И вот еще что. После того, как в училищах повсеместно ввели среднее образование, ребята, получая вместе с дипломами аттестат зрелости, могут при желании поступать в институт. Этой возможностью немногие пользуются, но никто теперь по сравнению с выпускниками школ не чувствует себя обделенным. Хочешь такой судьбы – пожалуйста, она не закрыта.
Мне кажется, мы не должны образованию и особенно среднему образованию в ПТУ давать какое-то прикладное значение. Человек изучает курс средней
школы, чтоб стать хорошим тепловозным мастером, токарем или проходчиком – это, конечно, важный, но все же частный момент просвещения. Человек не исчерпывается и не должен исчерпываться своей профессиональной функцией.
В начале 60-х годов мне поручили написать материал об одной студентке. Она училась в университете на геологическом факультете и одновременно по вечерам посещала занятия и сдавала экзамены на искусствоведческом отделении. Это была тихая, скромная девочка, одинаково преуспевающая и как гуманитарий и как естественник.
Когда я ее спросил, кем же она все-таки хочет стать, она ответила:
– Я не знаю пока. Еще не решила.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.