Профессионалы

Алексей Воробьев| опубликовано в номере №1349, август 1983
  • В закладки
  • Вставить в блог

Служба быта Литовской ССР считается одной из лучших в нашей стране. Слово – министру бытового обслуживания населения Литовской ССР Казису Прановичу ПЛЕХАВИЧЮСУ: – Размышляя о судьбах молодых работников сферы обслуживания, испытываешь сложные чувства. Конечно, прежде всего радость за тех, кто состоялся в профессии, обрел свое призвание. И досаду, что звезда многих еще не успела взойти. Этих, вторых, к сожалению, немало, и о них – наша главная забота.

Опыт лучших, в том числе и молодых, мастеров подсказал нам некоторые шаги, которые, думается, привлекут молодёжь в отрасль; помогут быстрому становлению новых специалистов. Я имею в виду создание в республике небольших специализированных ателье или мастерских, во главе которых станут истинные профессионалы.

В чем преимущество таких предприятий перед крупными? Прежде всего каждая мастерская будет вырабатывать свой стиль, а значит, и создавать свою «школу» мастеров. Молодым в этих микроколлективах легче освоиться, перенять навыки у опытных работников. И возможностей для творчества там больше.

Кроме того, став «фирмой», приобретя собственную вывеску, коллектив сможет указывать на каждом изделии имя изготовившего его мастера. Что, с одной стороны, повысит ответственность за качество работы, с другой – будет воспитывать в клиентах уважение к труду умельца.

Конечно, нельзя видеть в данной форме организации труда решение большинства проблем отрасли, но усовершенствовать работу сферы услуг в республике она, несомненно, поможет. Первые опыты, в том числе и пример парикмахерской, руководимой Стасей Симанавичене, это подтверждают. Интересно, что инициатива лучших молодых мастеров направлена на поиски именно современных форм работы...

Впрочем, о себе они лучше расскажут сами.

Фотограф Виталий Еник:

– Мастерство фотографа, несомненно, в чем-то сродни мастерству живописца. И цели схожие – отражать духовный мир современника. Мир этот сложен, изменчив, чтобы уловить мельчайшие его черты, нужна работа поистине художественная.

В квитанциях, которые мы выписываем клиентам, порой так и значится: «художественный портрет». Но, взглянув на образцы продукции, часто убеждаешься, что определение употреблено с большой натяжкой. Ни образности, ни глубины...

Одна из причин – в стимулах работы. В том, что в фотоателье оплата труда не учитывает его качества. Лишь количество и размеры снимков влияют на план и на суммы в ведомостях. Тогда ради чего стараться? Посадил клиента на стул, рассказал бородатую хохму, и нажимай на кнопку аппарата: двадцать секунд – три кадра. Хоть на стенку их вешай, хоть в корзину для мусора...

Каждый из нас по-своему учится противостоять соблазну халтуры. Я люблю снимать детей. Поэтому и пришел работать в специализированное детское фотоателье Вильнюса. Внутренний мир ребенка, чрезвычайно разнообразный, богатый красками, способен раскрыться вдруг, в одном жесте, взгляде. Ловить тот единственный миг детского откровения – занятие увлекательное.

Но однажды почувствовал, что в погоне за процентами плана тоже спешу нажать на кнопку затвора, так и не дождавшись нужного мгновения. Почувствовал, что самое дорогое теряю – художника в себе. Без чего профессии для меня не существует. И тогда дал себе зарок не торопиться, а отыскивать тот кадр, сделав который, почувствуешь себя настоящим художником.

Официант Витас Дабашаускас:

– Тех ребят запомнил, потому что уж слишком они важничали, сев за мой столик. И выглядели при этом очень смешно. А когда с видом знатоков заказали бифштекс по-английски, я чуть не рассмеялся. Сдержавшись, вежливо объяснил, что блюдо это специфическое – кусок почти сырого мяса. Сконфузились, а потом стали естественны и приветливы.

Маленький эпизод помог установить добрые, почти дружеские отношения, и вечер мои клиенты провели хорошо.

Однако наладить контакт с посетителем удается далеко не всегда, а порой с большим трудом.

...Когда мать жены узнала, что я официант, огорченно поджала губы. А соседям сказала, что работаю механиком на заводе. Стыдно ей стало перед людьми, что у зятя немужская профессия.

«Самая мужская», – убеждала нас заместитель директора ресторана «Вильнюс» Вероника Николаевна Чайковская. Подобрала комсомольско-молодежную бригаду только из парней. Много занималась с каждым, показывала секреты мастерства, объясняла тонкости. Но исподволь, незаметно внушала нам, что главная премудрость все же не в приемах сервировки стола. А в том, как найти общий язык с любым человеком, севшим к тебе за стол.

С разным настроением приходят к нам люди, а уйти должны обязательно бодрые, отдохнувшие. Проблему человеческого общения нам приходится решать ежедневно по многу раз в день, и здесь заключен высокий нравственный смысл нашей профессии.

...И понимание это пришло внезапно. Во время одного большого трудного банкета кто-то из ребят заметил мимоходом:

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены