— Страшно.
— Мне тоже.
— Посидим? – предложил Сладкопевцев. Дзержинский присел на острый, загнутый по-ермаковски нос лодки, а потом, ступив высокими сапогами в быструю черно-бархатную воду, потащил лодку на себя изо всех сил, и лицо его на какое-то мгновение стало маской.
— Прыгай! – крикнул Дзержинский, переваливаясь в лодку, ожидая всем своим существом, как сейчас ударит с днища тугой фонтанчик воды, но нет – осела лодка, пошла по быстрине, и Дзержинский со Сладкопевцевым одновременно поглядели друг на друга, ощутили мгновенное чувство безопасности и только здесь услышали свое дыхание: хриплое, со стоном, арестантское, а потом лишь гулкий и монотонный звук скорости: вода приняла лодку в свое лоно, сделала ее частью самое себя, сообщив ей свою скорость и направление.
— Ты ничего не видишь, Феликс?
— Нет.
— И не слышно ничего.
— Почему? Скорость слышу, – тихо сказал Дзержинский.
— Устал грести? Давай подменю.
— Нет, ничего.
— Я даже лицо твое как сквозь слюду вижу.
— А ты подвинься ближе.
— Дерево впереди какое-то...
Сладкопевцев хотел было передвинуться ближе к Дзержинскому, но в это мгновение ватную тишину тумана разорвало грохотом, треском, леденящим холодом – лодка налетела на сук, торчавший из воды.
Дзержинский оказался в быстрине, пальто стало вмиг тяжелым, как саван, он ухватился за ветку, но она хрустко сломалась, оставшись в зажатом кулаке, и Дзержинский, собрав последние силы, выпрыгнул из быстрины и ухватил второй сук, и все это происходило в считанные доли секунды, и тумана уже не было, он оказался неким рубежом смерти и жизни, и вторая ветка хрустнула в его мокрой руке, и сила, сообщившая его телу движение вверх, так же закономерно потребовала падения вниз. Он ощутил сначала прелесть летней чистейшей воды, а потом понял, что вода эта, поначалу казавшаяся прозрачной, и есть мрак, могила, погибель.
Сладкопевцев, каким-то чудом выброшенный на камни, ухватил Дзержинского за воротник пальто, когда тот, взмахнув руками, исчез в дымной темноте воды, потащил к себе, оскользнулся, но удержался все же, не упал и, застонав от напряжения, поднял товарища к дереву, торчавшему страшно, как чудовище на врубелевской иллюстрации; Дзержинский обхватил мокрый ствол руками, сделал два быстрых рывка, как в гимназическом далеком детстве, ощутил под ногами не пустоту, а камень, упал на берег рядом со Сладкопевцевым и зашелся кашлем, а потом ощутил теплоту во рту: тоненько, из самой далекой его глубины пошла кровь, ярко-красная, чахоточная.
— Среди срочных сообщений, ваше высокопревосходительство, остановлю ваше внимание на депеше о побеге из вилюйской ссылки дворянина Феликса Эдмундова Дзержинского, причисленного к разряду особо опасных преступников империи...
— Дзержинский? – Министр внутренних дел Плеве наморщил лоб. – Не слыхал. Слишком много «особо опасных» расплодили, государя зазря пугаете... Вроде Плеханова, что ли?
В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.
Беседа корреспондента «Смены» с главным редактором редакции телепрограмм для молодежи Центрального телевидения
Рассказ
Беседуют Виктор Розов, драматург, и Семен Гуревич, заслуженный учитель РСФСР