Беседа корреспондента «Смены» с главным редактором редакции телепрограмм для молодежи Центрального телевидения
Обычно в пятницу вечером я ухожу на тренировки в бассейн «Чайка». Но в это время по телевидению идет передача «Наша биография». Из-за тренировок я уже пропустил три передачи, о чем очень жалею. А папа и мама мне говорят: Ты лучше тренировку пропусти, потому что на экране показывают твою биографию". Но мне и занятия в бассейне пропускать жалко. И не только мне, но и многим ребятам из нашей секции. Вот и пришлось нам уговаривать тренера перенести занятия на другое время. Хоть и трудно это было сделать, но он согласился. Теперь мы по субботам собираемся в бассейне и обязательно обсуждаем просмотренный накануне фильм».
С письма девятиклассника из Черкасс Александра Стеблянко и началась наша беседа с главным редактором редакции телепрограмм для молодежи Центрального телевидения Евгением Петровичем Широковым.
– Писем, подобных этому, и к нам и в другие редакции приходит немало. Они свидетельствуют об устойчивом интересе телезрителей к циклу фильмов «Наша биография». Кстати, правы родители Саши, сказав ему: «Это твоя биография». Мы вначале так и думали озаглавить цикл своих телефильмов – «Твоя биография». Ведь фильмы эти в первую очередь пред назначены молодежи, хотя, судя по много численным письмам, они вызывают интерес всех советских людей, независимо от возраста. Достаточно сказать, что почта порой приносит нам готовые сюжеты – зрители присылают в редакцию свои воспоминания, исторические документы и фотографии. К сожалению, не все это богатство мы можем использовать в своих фильмах: вместить целый год в один час не просто.
— Многие из телезрителей еще хорошо помнят фильмы из серии «Летопись полувека». И, наверное, не случайно вспоминают их в своих письмах, сравнивают.
— Сравнивать фильмы этих двух циклов трудно. «Летопись полувека» – это тщательно подобранная хроника. Мы же в фильмах «Наша биография» только отталкиваемся от какого-то исторического факта, чтобы связать его с современностью. Выходит, «Наша биография» – своеобразная перекличка эпохи. Нам важно не только заглянуть в прошлое, но и помочь юношам и девушкам осмыслить связь истории с современностью, ощутить свою причастность к великой судьбе нашей страны. Цикл наших фильмов не строгий учебник истории, а скорее своеобразная телеповесть о Советском государстве, о славных революционных, боевых и трудовых традициях нашего народа..
У каждого года нашей истории есть свои неповторимые черты, свои примеры, свои герои, свои радости и трудности. Естественно, мы не можем, как я уже говорил, вместить в фильм всю историю года, но главного стараемся не пропускать.
— Хотя этим главным, судя по вышедшим фильмам, может быть и частное событие?
— Конечно. Но при условии, что это событие будет отражать дух тех лет, мысли, настроения и дела людей. Вот, например, совсем уж частный факт – деревенская свадьба. В 1926 году Альберт Рис Вильяме побывал в Поволжье, ездил по саратовским деревням. В его записях осталась такая строчка: «Был на деревенской свадьбе». И ни фамилий молодоженов, ни точного адреса. С трудом мы установили, что свадьба происходила в глухом тогда Хвалынском уезде, потом разыскали хроникальный сюжет о такой свадьбе – перепляс под «саратовку» на деревенской улице, окруженной покосившимися домишками с подслеповатыми окошками. И с этой старой свадьбы зритель попадает в современную саратовскую деревню Елшанка, где некогда бывал Альберт Рис Вильяме. И тоже на свадьбу, только золотую свадьбу. Празднуют ее молодожены двадцать шестого года. Они снова в юности, события молодости нахлынули на них, и они припоминают, как создавалось первое в деревне товарищество по обработке земли, как появился на их полях первый трактор. И даже под неизменную «саратовку» спели частушки тех лет, в которых доставалось и богу, и черту, и пресловутому Керзону. Новелла о свадьбе, как у нас говорят, «получилась», привлекла внимание и зрителей и критиков.
Другой такой частный факт – выпуск почтовых марок в СССР – лег в основу всего фильма «Год 1932-й». Уже давно стали крылатыми слова: «Марка – визитная карточка страны». В 1932 году в Советском Союзе было выпущено всего 15 марок. Но каждая из них была посвящена главным событиям в жизни страны. Самым популярным лозунгом тех лет были слова •Догнать и перегнать». И не случайно именно они стали маркой станка. Станки – основа машиностроения. В том году и выпущен был первый «ДиП», в том же году первый советский станок был продан за границу. Это очень важно подчеркнуть – станок, а не традиционные для экспорта меха, нефть, лес. Появился тогда же первый советский подшипник, первый ижевский мотоцикл, первый ковровский экскаватор, началось строительство Московского метрополитена, и в принципе закончилось строительство Магнитки.
Всего тридцать четыре месяца разделяли на Магнитке первую палатку и первую плавку. Такой короткий срок возведения уникального металлургического комбината удивил весь мир. Сегодня мы строим много и строим быстро, но Магнитка по-прежнему остается символом рекордной работы, символом индустриализации Советской страны.
— На Магнитке были не только рекордные сроки строительства, но и рекордные сроки становления людей, созревания характеров.
— И мы вовсе не случайно наряду с первым станком отметили в фильме «Год 1932-й» выпуск первого фотоаппарата «ФЭД». Собрали его воспитанники колонии имени Ф. Э. Дзержинского, основанной замечательным советским педагогом Макаренко. Колонисты сначала делали простые табуретки и столы, а потом решились взяться за выпуск сложной аппаратуры, «которой до них еще никто не делал». Но прежде чем собрать первый фотоаппарат, воспитанники Антона Семеновича учились работать в коллективе, жить в коллективе, думая не только о себе.
На заводах и фабриках, на самых различных стройках – вся страна была в строительных лесах – в те годы засверкало новыми гранями слово «встречный». Во всех комсомольских организациях широко обсуждались встречные планы и обязательства. Но не только о промфинплане шла речь на собраниях. Молодые рабочие и колхозники говорили о Днепрогэсе и походе «Сибирякова» через арктические льды, о новой архитектуре и о городе юности на Амуре, куда пароход «Колумб» уже доставил первых строителей будущего Комсомольска, о БАМе и о ново"м романе Шолохова «Поднятая целина» – в стране полным ходом шла коллективизация.
Мне кажется, именно в начале тридцатых годов начал складываться советский образ жизни.
Среди марок, выпущенных в тридцать втором году, одна была посвящена сорокалетию творческой деятельности великого пролетарского писателя Максима Горького. В те дни на сцене театра Вахтангова появилась его новая пьеса «Егор Булычев и другие».
Многие наши зрители назвали этот фильм «репортажем из тридцать второго года». Думаю, заслуга в этом успехе принадлежит главным образом автору и ведущему фильма Ярославу Голованову, который, кстати, сам родился в 1932 году.
— Первый фильм из этого цикла вышел в эфир 4 ноября 1976 года, последний, шестидесятый, мы увидим в дни празднования славного юбилея Октября. Зрители увидели утке почти половину этой удивительной телеэпопеи. Все ли в фильмах представляется им удачным?
— Надо признаться, что приходят к нам и письма, упрекающие сценаристов, редакторов и режиссеров в скороговорке, в желании «объять необъятное» Естественно, мы стараемся прислушаться к критическим замечаниям.
— Вы говорили о помощи телезрителей в создании ваших фильмов. Нельзя ли привести конкретный пример такой помощи?
— Сколько угодно! Группа телезрителей из Москвы напомнила нам о первом звуковом детском фильме «Рваные башмаки», вышедшем на экраны страны в 1933 году. В это время к власти в Германии пришел Гитлер, фашисты спровоцировали судебный процесс над Димитровым. Все прогрессивное человечество было на стороне подсудимого, ставшего обвинителем фашизма. И в фильме «Рваные башмаки» тоже обвиняется фашизм. Главную роль здесь сыграл десятилетний московский школьник Боря Федоров. Через девять лет он наденет солдатскую шинель и сойдется с фашизмом в рукопашной. Боря погибнет. И победит. О судьбе маленького артиста и большого воина и рассказала нам почта. А мы уже поведали об этом зрителям. И получили, в свою очередь, массу благодарственных писем от тех, кто и раньше знал Бориса, и от тех, кто познакомился с ним только в нашем фильме.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Беседуют Виктор Розов, драматург, и Семен Гуревич, заслуженный учитель РСФСР