Беседуют Виктор Розов, драматург, и Семен Гуревич, заслуженный учитель РСФСР
В. РОЗОВ. Давайте начнем нашу беседу с такого вопроса: «Лучшие общественные и личные качества человека – откуда они?» Думаю, что в немалой степени из ответственности человека перед самим собой. А что такое «ответственность перед собой»? Это желание молодого человека сделать самого себя наиболее совершенным.
С. ГУРЕВИЧ. Задача серьезная, бесконечная, и в одиночку с ней не справиться.
В. РОЗОВ. Конечно. Потому что нет чувства соревновательности, чувства взгляда на себя, «перепроверки», что ли. Это все равно, что играть в театре без единого зрителя, без его живого дыхания, присутствия.
С. ГУРЕВИЧ. Очень важен «состав» такого «зрительного зала» – друзья, коллектив, родители и, как говорится, старшие товарищи: учитель, мастер ПТУ, драматург, библиотекарь, просто сосед, в конце концов.
В. РОЗОВ. Молодежь не любит, когда ее «воспитывают», в 17 – 18 лет кажется, что ты уже все знаешь о | жизни, причем гораздо полнее и лучше, нежели; старшие. Исходя из этого, внимание к молодым должно быть самое заботливое, но без всякого давления... |
С. ГУРЕВИЧ. Да, конечно. Как только ребенок выучивается более менее говорить, он начинает спрашивать. Основы личности закладываются с первых шагов по земле. «Дай» или «на», «мое» или «твое», «не желаю» и «я хочу»... Ребенок открывает мир, и ему необходимы посредники – взрослые. И от того, как они, то есть мы ответим на эти первые вопросы, зависит многое: научится ли ребенок радостно удивляться многообразию окружающей жизни, а впоследствии страстно участвовать в. ее созидании или вырастет равнодушным свидетелем, которому «все ясно» и ничто не дорого.
В. РОЗОВ. А дальше? Жизненный путь ведь не гладкая дорожка без сучка и задоринки: в судьбу молодого человека начинают вплетаться сложные ситуации, порой испытания, которые могут привести в недоумение, а иногда и в отчаяние. Жизненные испытания могут быть и совсем неожиданного характера. каждый юноша желает успеха, результативности в любом деле. А ведь есть еще испытания успехом, славой, высокой должностью.
В старину сложилась поговорка, к сожалению, еще не потерявшая смысла и сейчас: «Успех кружит голову». И вот здесь должен помочь жесткий самоотчет, именно с него начинается процесс самовоспитания.
С. ГУРЕВИЧ. Но толчок к этому поступает извне, из коллектива, от людей. Самокритике часто предшествует критика.
В. РОЗОВ. Иной молодой человек или девушка, едва выйдя на самостоятельную дорогу и впервые столкнувшись с жизненными трудностями, падают духом, делая из своего личного, почему-либо неудачного на первых порах опыта общие несправедливые . выводы. Скоропалительные выводы делать нельзя, и если встретилась тебе какая-либо несправедливость, не охай, а сумей быть бойцом. Бойцом с ясным взглядом, твердыми принципами и сильной волей.
С. ГУРЕВИЧ. Очень точно и верно сказал Алексей Максимович Горький: «На день надо смотреть как на маленькую жизнь...» Ежедневно, не ленясь и не откладывая на завтра, нужно заниматься воспитанием своих личных качеств.
В. РОЗОВ. Тем более, что в молодости легче воспитать в себе бойцовские качества – мужество, непримиримость к плохому, силу воли. И никогда не надо забывать отдавать людям как можно больше силы своего ума и сердца.
С. ГУРЕВИЧ. Истинная человечность возникает тогда, когда есть желание сделать для другого то, что ты сделал бы для себя лично.
Формирование личности начинается очень рано. Многие ребята уже с 12 – 13 лет серьезно задумываются, с кого делать жизнь, кем и каким быть, что такое «хороший человек».
В. РОЗОВ. Кем быть... Какой великий, кардинально важный вопрос! Его понимают порой очень узко, а он определяет не только то, где человек будет работать, но и каким он будет, его гражданскую позицию. Счастлив тот, кто рано определяется, но ведь есть даже десятиклассники, которые лишь примерно представляют себе свою будущую профессию. Не нужно винить такого человека. Пусть он «побродит» по жизни, послужит в армии, поработает. Важно, чтобы этому молодому человеку мир открывался во всем его многообразии и чтобы все проявления жизни и явления мира стали для него интересны. Так же, как и дело, которым он занят. Вот, к примеру, поставили человека к несложному станку. Сказали, что на неделю. Так ты сумей за эти несколько дней взять от работы все, что она может дать. В человеке должна ежедневно жить жажда познания, если же ее нет, я считаю, что не все с ним, с этим молодым человеком, в порядке, отсутствует главный винтик, основная деталь.
Я начал свою трудовую жизнь весовщиком в прядильном цехе. Там мне открылся мир фабрики. Я входил в цех как в некое царство. Шум машин был шумом фантастическим, а слесарные инструменты – предметами волшебными, принадлежащими кудесникам. Я учился видеть, понимать... и меня учили.
С. ГУРЕВИЧ. Чтобы помочь самоформированию ученика, я, учитель, должен знать о нем все досконально: какой у него характер, почему он дружит именно с этим парнем, а не с тем, кому симпатизирует, заводила он или «подпевала». Причем он должен чувствовать, что я знаю его, что я вижу черты его личности: И- еще что я в него верю. В ребят надо верить, ставить их в такое положение на уроке, в беседе, чтобы они сумели показать, что они знают и умеют, а не то, чего не знают и не умеют. Будет время – еще узнают!
В. РОЗОВ. А ведь есть еще такие горе-учителя, которые специально выискивают, чего человек не знает. Такой учитель просто рад незнанию – нашел! Это метод унизительный. А унижать, особенно юного человека, просто подло.
С. ГУРЕВИЧ. Конечно. Представьте себе какого-нибудь подростка с хрупким душевным организмом. Ему необходима поддержка в самоутверждении, а его хлобысь по щекам: не знаешь, мол, глупец, бездельник. И девочки слышат, и та слышит, которая...
В. РОЗОВ. Да, да, очень это верно.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Повесть в эпизодах, письмах и документах (1902–1905 гг.)