Ночной пасьянс

Григорий Глазов| опубликовано в номере №1496, сентябрь 1989
  • В закладки
  • Вставить в блог

— Никаких подробностей не знаю, — ответил Кухарь. — Дело ведет прокуратура Красноармейского района. Я звонил туда. Сам понимаешь, пока идет следствие, никто тебе ничего не скажет.

— Когда и откуда похороны?

— Еще не знаю. Созвонимся... — Кухарь положил трубку.

23

Утренняя почта, поступившая в архив, складывалась на письменном столе Надежды Францевны аккуратной стопкой.

Орудуя ножницами, Надежда Францевна добралась до лежавшей под самым спудом большой заказной бандероли. Она была завернута в плотную желто-серую бумагу. Надежда Францевна повертела бандероль, перевернула, глянула на штемпель — местный, подгорский, обратный адрес — главпочтамт, до востребования, фамилия неразборчива. Адрес архива и обратный были написаны крупными буквами.

Сняв оберточную бумагу, Надежда Францевна обнаружила в ней красную папку из плотного картона, еще довоенных времен (сейчас такие не выпускают), с надписью наверху фиолетовыми потускневшими чернилами: «Для передачи в ГАПО. Ф. Р-587, оп. 4, ед. хр. 2. Оригинал»2. А поперек папки нетерпеливым, сильно наклоненным почерком бежала черная, вроде тушью выведенная строчка: «Штабные документы партизанской бригады «Месть».

Надежда Францевна прикрыла глаза, уронила руки на папку, почувствовала, что вот-вот расплачется. Потом, словно не веря тому, что лежало перед нею, развязала тесемки, заглянула внутрь: вдруг шутки ради туда напихали газетных обрезков. Но нет, там находились документы: она убедилась, быстро перелистав содержимое папки, сколотое скоросшивателем. Опытный глаз ее определил, что выдирок не было. Почти все было написано от руки, иногда разными почерками: на тетрадных листках в тоненькую красную линейку и с красным обрезом (явно довоенное изделие), на сероватой, грубой, с завальцованной в нее какой-то шелухой бумаге, на плотных длинных глянцевых белых листах, типографски разграфленных вдоль на служебные колонки разной ширины.

Немножко придя в себя, радостная Надежда Францевна позвонила Романцу по, внутреннему телефону.

— Ярослав Федорович, а у нас сюрприз! — весело произнесла она. — Нашлась папка... Та, злополучная... Да, да... Прислали заказной бандеролью... Я вас поздравляю!.. Как с чем? Неужели вы не переживали?.. — Кладя трубку на рычажки, она не видела, как на другом конце провода иронично усмехался Романец...

Затем Надежда Францевна позвонила в милицию; фамилия инспектора, с которым она уже беседовала, была записана в блокнотике.

— Конечно, конечно... Я понимаю вашу радость, — щебетала она, вовсе не понимая, что инспектор рад такому исходу не столько за нее, сколько за себя.

— Да, да, мы откажемся от аренды этого подвала...Заявление? Какое?.. Нет, никаких претензий!.. Хорошо, завтра же я напишу такое заявление... Вам занесут его... До свидания...

24

Похороны Шимановича были назначены на три часа дня из морга, на новом загородном кладбище, где хоронили теперь «всех прочих». Похороны Богдана Григорьевича организовала коллегия адвокатов.

Народу собралось немного, уместились в одном автобусе, впереди него с гробом шел другой, заказанный в похоронном бюро. Новое кладбище располагалось на возвышенности, за ним лежало открытое поле. Это было еще не «обжитое» покойниками место, только-только посаженные елочки и хилые, почти безлистые березки робко дрожали на теплом ветру. Отваленный суглинок вырытой утром могилы быстро высох, и при неосторожном движении чьей-нибудь ноги колючки осыпались в серо-коричневую яму.

После коротенького прощального слова жиденько и слабоголосо, как и бывает в открытом поле, заунывно отпел оркестр. И тут послышалась надрывная тяга автомобильного мотора поднимавшейся на бугор машины. Все оглянулись. К кладбищенским воротам подкатила черная «Волга», из нее вылез высокий человек в синем костюме, воротник белой сорочки был затянут серым галстуком. Сергей Ильич сразу узнал: Кухарь. Лицо его лоснилось от пота, по лбу расплылись красные пятна.

— Я прямо с совещания, — запыхавшись, сказал он. Гроб уже был присыпан тонким слоем земли, и теперь с лопат она слетала уже мягко, без стука о доски. Кухарь взял горсть и швырнул в яму. — Почему же здесь, а не за городским? — отступив от холмика, чтоб не мешать, недовольно спросил Кухарь.

— Не сумели пробить, в горсовете отказали, — ответил Сергей Ильич.

— Надо было мне позвонить, я бы все уладил.

— Ну, кто знал...

Холмик вырос быстро, зашлепали, обравнивая его, лопаты, какие-то люди устанавливали вокруг несколько зачахших венков, музыканты поплелись к машине.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Кривое зеркало

Отклик на очерк И. Кононова «У матросов есть вопросы»