Кривое зеркало

  • В закладки
  • Вставить в блог

Отклик на очерк И. Кононова «У матросов есть вопросы»

...Автору в течение нескольких дней была предоставлена возможность посетить флагман Военно-Морского Флота крейсер «Киев» на Северном флоте. По результатам этого посещения он изложил свое видение проблем службы и быта военных моряков, коснулся целого комплекса проблем, от ремонта боевых кораблей и до организации быта и досуга личного состава. В этой связи у нас возникла потребность дополнительно рассмотреть острые проблемы, затронутые в статье, тем более редакция любезно приглашает профессиональных военных к серьезному разговору об армии и флоте, их роли и месте в обществе.

...Вызывает, мягко говоря, недоумение то, что вся система боевой и мобилизационной готовности, та деятельность, ради которой, собственно, и создана военная организация в мирное время, называется ни больше ни меньше «ратной суматохой». Как же это понимать? Для автора главные, жизненно важные вопросы деятельности коллектива, каждого военнослужащего всего лишь второстепенные сюжеты, лишь «восторженные описания». Итак, с самого начала телега поставлена впереди лошади.

Хотелось бы спросить И. Кононова: кто же вас заставляет восторгаться через силу тем, во что не вникли, чего не знаете?

...Так что же все-таки интересует автора? Может быть, конкретные люди, комсомольцы и молодежь? Свежо предание, да верится с трудом. На всю статью три фамилии: земляка автора матроса А. Ковалева, командира корабля и члена военного совета — начальника Политического управления Северного флота. Ну как же без этого! Ведь общался с людьми в столь высоких сферах, такой высокой ответственности, как же тут не проявить смелость и не сорвать восхищение, восклицания ближних. Вернемся все же к нашим «баранам» (по Кононову). Так где же люди? Люди есть, но они существуют сами по себе. Боевая техника тоже сама по себе. Человек, воин в деле, в боевой деятельности не получился. И все только потому, что Кононова не пустили в море. Но подскажем автору. что матрос, мичман, офицер в действии, в обеспечении боевой готовности, дисциплины и организованности — это и есть сама жизнь, независимо от того, где находится корабль. За более чем десятилетний срок своего существования авианосный крейсер «Киев» подготовил тысячи специалистов для себя и других кораблей флота. В 1985 году корабль первым из надводных кораблей ВМФ СССР в послевоенный период за большие заслуги в вооруженной защите социалистической Родины награжден орденом Красного Знамени. На сегодняшний день за 1310 ходовых дней кораблем пройдено более 230 тысяч морских миль, что равно 10 кругосветным путешествиям. За скупыми цифрами статистики стоит героизм и мужество моряков и летчиков морской авиации. Боевая готовность в море не шутка, не абстракция.

Правда, для автора это лишь громкие слова, «горячка боевых учений», «идеологическая накачка о народном добре, ибо матрос гробит технику». И все тут! Мы не ратуем за лозунгово-рекламный характер материалов не только по флоту — по любой области нашей политической, экономической и социальной жизни. Нет. В данном случае речь идет об объективном освещении напряженной жизни и деятельности флота со всеми достоинствами и недостатками, противоречиями и зависимостями. Ведь это надо видеть, анализировать и не валить все в кучу.

Например, ставится вопрос о строительстве и развитии военно-морской базы, решении жилищных проблем, свободного времени офицеров и мичманов, качестве текущего и капитального ремонта кораблей и т. д. Трудно не согласиться с актуальностью повседневных задач флота. Однако, судя по материалам, получается, что никто и рассматривать эти проблемы не собирается. Военные если и пытаются что-то решить, то делают все необдуманно. Денег ведь много, вот, мол, и бросают их на ветер. Так описан «инцидент» со строительством причала для крейсера «Киев», который на самом деле существует лишь в разыгравшемся воображении корреспондента и тех, кто ему эту информацию подсунул.

Или взять жилищную проблему. Конечно, она существует. Где ее нет? Вооруженные Силы не исключение. Но даже здесь автор передергивает факты, пытаясь выдать желаемое за действительное. Мы не будем говорить за весь флот. Возьмем тот же крейсер «Киев», который находится в поле нашего внимания. В 1985 году было 120 бесквартирных. В настоящее время 24. Ждут жилье в очереди, как правило, не более года. ...Многое еще предстоит построить, реконструировать и улучшить, это понятно. Но, не вникнув в технологию финансирования и строительства, автор усиливает акценты на факте, на проблеме, а не анализирует процесс жизни.

...Самый острый вопрос — это вопрос о рабочем дне офицера. Это проблема проблем. Сразу успокоим автора: об основном завоевании трудящихся — восьмичасовом рабочем дне — знает каждый начальник и его подчиненный. Информированы на флоте и о двух выходных днях, о чем автор скромно умолчал. Дело достаточно серьезное. А у автора, по нашему мнению, легковесный подход, что, мол, кто-то, где-то в кабинете устанавливает свои законы. Стоит, мол, только поставить зарвавшихся командиров на место — и вопрос исчерпан, решен. Товарищ вновь попутал божий дар с яичницей. ...Служебное время офицера — это тот же непрерывный процесс отливки стали на производстве с двух- или трехсменным режимом работы. С той разницей, что вместо стали выплавляются бдительность и боеготовность и формируются главные морально-боевые качества людей... «Рабочий день» офицера и мичмана связан с основным завоеванием трудящихся не прямо, а косвенно, опосредуется боевой, морской и технической готовностью корабля, воспитанием и обучением личного состава. Уложить его в 8 часов регламентированно от «а» до «я» — мечта неисправимых фантазеров. ...Не зря говорят — не зная броду, не лезь в воду. Можно замочить не только ноги, но и подмочить свою профессиональную репутацию, что гораздо серьезней для авторитета уважаемого журнала. Примерно так получилось у корреспондента с анализом конкурсов в военно-морские училища. Спрашивается: где, в каком году, в какие училища эти конкурсы падали?! То же самое со «злополучным» французским эсминцем. Если для автора боевая служба — это прогулка по Средиземному морю от нечего делать, то для экипажа это несколько другое, совсем противоположное. И взаимоотношения с представителями других флотов в этот период регламентируются отнюдь не личными желаниями командира и положениями о порядке деловых и дружественных визитов. Хотя по-человечески понять стремление автора и отдельных «командиров от инфантерии» устроить братание с вероятным противником во время взаимного противостояния можно. Чего там мелочиться, кутить так кутить.

...Один из самых злободневных и больных вопросов на флоте, затронутых автором, — это ремонт и обслуживание техники и вооружения. Вот что по этому поводу нам высказал начальник завода, где ныне ремонтируется «Киев», капитан 1 ранга Панибратец Е. П.: «Идея, освещенная в статье, по ремонту кораблей по американскому образцу не нова. Весь вопрос в реализации такого подхода. А это уже проблемы экономические и социальные, завязанные в тугой узел народного хозяйства страны... Что касается ремонта в течение 6 — 8 месяцев, можно сказать следующее. Сегодня для этого требуется длительная подготовка, в течение 2 — 3 лет. Иметь все необходимое при наших «сбоях» со снабжением — это проблематично...»

В дополнение к сказанному отметим, что с постановкой корабля в ремонт боевая жизнь не прекращается... Личный состав не просто «бегает с красками по кораблю», как это дело понимают некоторые, а осваивает в ходе ремонта ту технику, с которой ему придется потом работать в море.

Больше всего возмущений среди личного состава вызвали оценки по поводу того, что на флоте не надо думать, якобы «этого просто не требуется, более того, не приветствуется». Даже земляк корреспондента Саша Ковалев, с которым у него состоялись откровенные беседы, выразил недоумение. Сам Саша, несмотря на «рутину обстановки», показанную в статье, собирается поступать в высшее военное учебное заведение. Вот и получается, что в материале концы с концами не сходятся. Не сходятся концы с концами и в рассуждениях о выполнении распорядка дня, об организации политической учебы, строевой подготовки и многого другого...

флотская служба предполагает уставную организацию, единообразие уклада жизни и быта личного состава, дисциплину и организованность, наличие единоначалия. Без этого и многого другого нет армии, флота, нет организации, нет победы. Прописные истины! — скажет читатель. Да, прописные. Приходится апеллировать к этим прописным истинам, когда кто-то пытается подложить под них мину замедленного действия. Пытается поставить знак равенства между уставом, единоначалием и дубиной, между приказом и культом приказа, между решением и мнением командира, «доводящим до бездумности»... Однако этим автор не ограничивается. От «дубины» он переходит к обоснованию концепции неуставных взаимоотношений. Одно место из текста в связи с этим заслуживает особого внимания. Процитируем полностью: «Субординация, доходящая до пресмыкательства (II — Авт.), культ приказа, доводящий до бездумности, — это воспитание по-армейски. И это «воспитание» я бы назвал так: унижение по уставу — «уставняк». (И далее самое интересное.) Протест против «уставняка», выраженный в активной форме, проецируется на отношения между матросами и называется «годковщиной»; пассивная же форма рождает тихий саботаж распоряжений командира, изнуряющие конфликты между старшими и младшими по званию».

Вот это перлы! В самом деле — Америка... в районе Кольского залива. Мы согласны с тем, что в обществе иногда появляются экстремистские тенденции поставить все с головы на ноги, но зачем пытаться все не на ноги, а на то место, которое находится чуть ниже спины? С какой целью?

...Наша точка зрения такова. Неуставные взаимоотношения по своим социально-психологическим механизмам адекватны аналогичным явлениям в школе, ПТУ... В воинских коллективах эти процессы имеют свою специфику, своеобразное преломление через «коэффициент» особых условий жизни и быта личного состава... Многие ученые, общественные деятели, командиры и политработники понимают, что искоренить неуставные взаимоотношения можно лишь на путях совместных усилий. Может быть, имеет смысл организовать, хотя бы на базе того же журнала «Смена», дискуссионный клуб и периодически публиковать его материалы. Возможен и другой подход, например, обмен публикациями между «Морским сборником», флотской газетой и журналом «Смена». Вариантов много. Давайте подумаем.

...В последнее время много энергии, споров отдается дискуссии о том, нужна ли нам профессиональная армия. Автор коснулся и этой темы. Для конкретного разговора нужна всеобъемлющая информация, серьезные научные разработки, обоснования, сравнения и изучение опыта других стран, эксперименты, а не пожелания интендантов. По нашему мнению, в рамках журнала «Смена» эту проблему сегодня, конечно, можно поднимать, но нужно это делать при соответствующей подготовке. Ломать не строить, говорить не значит знать.

В заключение мы хотели бы сказать о том, что актуальность поднятых и «освещенных» в статье вопросов не вызывает сомнения. Мы не претендуем на истину в последней инстанции. У нас, как и у каждого офицера, мичмана, матроса флота, болит душа за те или иные недостатки в стране и ее Вооруженных Силах... Но наибольший вред приносит словоблудие, когда на словах говорят одно, делают другое. Когда не видят положительного, хорошего. даже в откровенности личного состава усматривают подвох и обо всем судят через кривое зеркало скептицизма и недоверия...

В. Селезнев, В. Макаров.

Правде в глаза

Не хотелось бы ставить себя в исключительное положение, но мне было особенно интересно читать статью «У матросов есть вопросы», потому что речь в ней шла о крейсере «Киев», которым я командовал в конце 70-х — начале 80-х годов. Это был последний из пяти боевых кораблей, где я был командиром, после него — учеба в академии, командные должности на уровне эскадры, флота. Всего более 30 лет службы во флоте, и это, я думаю, дает мне право высказать свою точку зрения как на статью, так и на некоторые проблемы флота в целом.

Я не готов «подписываться под каждым словом» статьи, как это проскальзывает в некоторых письмах-откликах, но утверждаю, что, за исключением некоторых неточностей, все изложенное в ней — правда, как ни прискорбно в этом признаться. Я не' считаю возможным и нужным оспаривать какое-либо из положений статьи, и единственное, что мне хотелось бы, — это дополнить материал фактами, о которых И. Кононов не мог знать, а также некоторыми личными соображениями как профессионала.

Главное требование, которое предъявляется к армии и флоту, — боеготовность. После объявления о сокращении наших Вооруженных Сил на 500 тысяч человек возникает естественный вопрос: «А не скажется ли это на боеготовности?» «Ничуть», — утверждают те, кто должен отвечать на такие вопросы, в основном высшие военные, — «мы компенсируем уменьшение численности улучшением качества боевой подготовки».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Чертовщина

Рассказ

Ночной пасьянс

Повесть. Продолжение, начало в № 16