Многоликая Россия

  • В закладки
  • Вставить в блог

Предки калмыков – монголоязычные племена ойратов – пришли на территорию нынешнего проживания калмыков в конце XVI – начале XVII в., принеся с собой в Прикаспийские степи развитую кочевую культуру, богатую литературную традицию, древнейшую мировую религию – буддизм.

Праздник белого месяца

Сагаалган (у калмыков – Цаган Сар) – праздник Белого месяца, или наступление Нового года по лунному календарю. Существуют две формы празднования: религиозная и бытовая. Дацанский праздник начинается накануне, и сопровождается соответствующими молениями и ритуальными действиями. За день до встречи Сагаалгана ламы проводят обряд дугжууба. Вечером у костра верующие сжигают в костре кусочки теста, предварительно протерев ими тело. Считается, что вместе с тестом в уходящем году остаются все невзгоды и грехи. На праздничном столе обязательно должна присутствовать белая пища: творог, сметана, молоко, саламат и др. Вечером накануне Сагаалгана нельзя употреблять спиртные напитки. Начиная с первого дня Нового года и весь месяц буряты ходят в гости к родственникам и поздравляют их с праздником Белого месяца.

Черкесы

Историческое название – адыгэ. Это группа народностей, живущая в России на территории Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской республик и в Адыгее. Они считаются древнейшими жителями Северо-Западного Кавказа.

Черкесы жили на месте нынешнего Геленджика, Сочи и Анапы почти до середины 18 века. Занимались скотоводством, отлично владели верховой ездой, производили холодное оружие, довели до совершенства ювелирное мастерство. Но в 1734 году началась Русско-кавказская война, закончившаяся лишь в 1864 году. До этого численность черкесов составляла примерно 3 миллиона человек. После в царской России осталась незначительная часть этой группы народностей.

Во времена СССР черкесы искусственно были разделены на три «народа» – кабардинцев, адыгейцев и собственно черкесов. В большой степени поспособствовал этому лично товарищ Сталин, так любивший устраивать переселения народов. Сейчас в России проживает около полумиллиона черкесов.

Мужчины-черкесы красивы и очень стройны. Женщины-черкешенки с юных лет носили корсет. Именно благодаря ему они сохраняли необычную стройность. После замужества муж избавлял жену от этой детали туалета. Существовал специальный ритуал, когда супруг острым ножом разрезал шнуровку корсета. Воровать невесту у черкесов было в большом почете. Вор-жених тем самым показывал свою молодецкую удаль и ловкость. Девушка, которая провела в доме похитившего ее мужчины сутки, автоматически становилась его женой. За невесту жених должен был платить калым – деньгами, овцами, баранами, оружием. Семьи черкесов были очень гостеприимными. Кавказское, а в частности черкесское гостеприимство – это тоже один из стереотипов, до сих пор живущий в нашем сознании.

От черкесов русские переняли элементы одежды: и военачальники 19 века, и командиры Красной армии с удовольствием носили черкеску и папаху. Мода на женский черкесский костюм сохраняется и сегодня: зауженные книзу шаровары, поверх которых одета широкая рубаха, стянутая высоким поясом.

Весенние праздники черкесов

В разные времена черкесы принимали и христианство, и ислам, но при этом в народе сохранились традиционные верования. У черкесов существовало нечто вроде мясопуста и сыропуста православной церкви — ллеумешхе и коаяште — праздники, отмечаемые ежегодно раннею весною, один за другим, с небольшими промежутками. В эти дни на стол подавались пироги, начиненные сыром, а вечером молодежь наряжала чучело или куклу в какой-нибудь странный костюм. Забава и при ней непременно пляски называются дадеуйг. (По Л.Люлье, Н.Дубровину).

Армяне

На сегодняшний день общая численность армян в мире — примерно 10 миллионов человек. В самой Армении — более трех миллионов человек. Наиболее крупные диаспоры с численностью миллион и более находятся в России, США и Франции.

Самоназвание армян – айастанец (айяс, хайас). В отдельных источниках указывается, что это слово было упомянуто на глиняной хеттской таблице, относящейся ко второму тысячелетию до нашей эры. Название страны Арминия упоминается в период правления царя Дария I (522 до н. э). Аримы (армяне) упоминаются в «Илиаде» Гомера. Геродот (V в. до н. э.) именует народ, проживающий на территории современной Армении, арменами.

Согласно легенде, сам Иисус Христос, держа в руке ветви ивы, показал святому Нерсесу (католикосу армян) то место, где должна была быть построена армянская церковь (нынешний св. Эчмиадзин).

По словам президента Фонда развития Армянской культуры Меццо Игитяна, первое упоминание об армянах в истории Москвы датируется 1390 г. Во времена Петра I и Екатерины II стало возможным переселение армян в Россию. Однако армянские купцы посещали Россию гораздо раньше. Известно, например, что государь Алексей Михайлович Тишайший получил от армянских купцов драгоценный трон, украшенный самоцветами, после чего пожаловал дарителям ряд привилегий.

Армяне вошли в состав России, когда князь Потемкин завоевал Крым. По условиям мирного договора, Крымское ханство стало независимым от Турции. А что-бы ослабить его независимость в пределах России, армянской общине предложили переселиться на Дон. Те согласились, боясь расправы со стороны Турции. За переселение отвечал лично Александр Суворов, организовав в 1778 «марш-бросок» крымской общины. Переселенцы получили награду в виде 86 тыс. десятин земли и права основать свой город. Так возникла Нахичевань, впоследствии названная Нахичеванью-на-Дону (ныне — часть Ростова-на-Дону). При Николае I в Персии активно вербовали армян, занимающих видные посты, обещая чины и звания на русской службе. После войны с Персией большая часть армянской общины также охотно переселилась в Россию, выполняя на Кавказе роль колонистов и «переговорщиков», налаживая контакты с другими народностями.

Армяне так основательно вписались в российскую культуру, что с удивлением узнают, что художника Айвазовский на самом деле Гайвазян, а Суворов имел армянские корни со стороны матери (род Мануковых).

Армянская культура органично приняла в себя язычество, христианство, ислам.

Барекендан (Масленица)

Барекедан – это приветствие, обращение к пробуждающейся природе. Также этот праздник называли «еди орер» – «последние зимние дни». А иначе – Масленица. Этот праздник армяне отмечали в течение двух недель до Большого поста.

Вайнахи

«Наш народ» – так переводится слово, которым называют себя чеченцы и ингуши. Их языки относятся к восточнокавказской языковой ветви. Отдельное самоназвание чеченцев – нохчо, ингушей – галгаи. В Средневековье вайнахские племена, как и весь этот регион, существовали на путях перемещения огромных кочевых тюрко-язычных и ирано-язычных племен. И Чингисхан, и Батый пытались покорить Чечню. Но, в отличие от многих других северокавказских народов, чеченцы все равно держали вольницу вплоть до падения Золотой Орды и не подчинялись никаким завоевателям.

В чечено-ингушском обществе от поколения к поколению передавалась культура соблюдения и исполнения обычаев и обрядов. Адат – от арабского «обычай» – обычное право у мусульман в отличие от духовного права – шариата. Нормы адата складывались в условиях господства родоплеменных отношений (кровная месть, побратимство и др.) Адат регулировал жизнь общины и брачно-семейные отношения. Непоколебимым правилом каждой вайнахской семьи является уважительное отношение и забота о старшем поколении, особенно о родителях.

Горцы серьезно отличаются от русских по своей психологии и образу мыслей. Гостеприимство чеченцев носит совсем не тот характер, который принят у русских. Гостеприимство часто проявляется к совершенно незнакомому человеку, который может быть поражен радушием хозяев. Но это не означает установления каких-либо особых отношений, дружеских обязательств.

Вайнахские праздники весны

Важное место среди весенних праздников всегда занимал день весеннего равноденствия, отмечаемый 22 марта, и следующий за ним обряд «выхода плуга» (гота йоьду де). В ходе подготовки к ним в хозяйстве наводили особую чистоту. Всю бронзовую и медную посуду натирали до блеска и выставляли во двор, считая, что красный цвет меди призывает солнце. В сам праздничный день все, включая грудных детей, поднимались до рассвета и выходили во двор, навстречу восходящему солнцу. Праздник весны предполагал обилие еды для всех без исключения, танцы и прыжки через костер.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этой рубрике

Русская муза Матисса

«Портрет Лидии Делекторской»

КОМСОМОЛЬСКИЙ ВЕК

Стихи Анатолия Пшеничного