Многоликая Россия

  • В закладки
  • Вставить в блог

Евреи

Евреи ведут свои корни от населения древних Израильского и Иудейского царств. Нация сложилась во 2 тыс. до н.э. на территории древнего Ханаана. Основное отличие от прочих народов – религиозное: евреи исповедуют иудаизм и не приветствуют браки с иноверцами. Язык, на котором они говорят, как правило, является основным в той стране, где они живут (в Израиле национальным языком признан иврит, возрожденный выходцем из России в XIX веке).

За многие века русской государственности еврейские анклавы появились в разных регионах империи. Они традиционно населяли Белоруссию, Крым, Польшу, Латвию, Литву, Грузию, Бессарабию. Особое влияние они имели во время расцвета Хазарской державы, сложившейся на Северном Кавказе, распространившей в VIII–IX вв. свою власть на огромную территорию востока Европы и обложившей данью некоторые славянские племена. В 986 г. хазарские евреи не смогли убедить князя Владимира принять иудаизм. После разгрома каганата Святославом, еврейские общины оказались под властью князей Древней Руси.

Последовали многие века гонений и притеснений – все российские правители издавали указы об изгнании евреев из России, или за городскую черту; о насильственном их крещении, образовании, двойной ставке налога, усиленной воинской повинности. В 1851 году евреям запретили носить традиционную одежду и прически. Реализация жестких мер сменялась периодами послабления. Этническая дискриминация повлияла на формирование у евреев специализированной культуры: основными занятиями были ремесло и торговля, часть занималась предпринимательством и ростовщичеством.

Дискриминация обусловила и ярко выраженное стремление сохранить свою культуру, закрытость группы, приверженность традициям предков и очень серьезное отношение к семье.

Несмотря на свое положение до реформ Александра II, евреи оказывали серьезное влияние на политику, экономику и культуру страны. А после начала реформ они участвовали в быстром экономическом подъеме (создание крепкой банковской системы, железной дороги Курск—Харьков—Азов с веткой на Ростов-на-Дону, плантаций сахарной свеклы на Украине, подъем экспорта хлеба и леса).

Погромы конца XIX и начала XX века, революции и акции протеста вызвали массовую эмиграцию в Европу и США. С другой стороны, в этих же революциях и акциях протеста активно участвовали и евреи (в народнической организации «Земля и воля», в группе, осуществившей убийство Александра II, марксистских организациях).

В советские годы евреи не стремились декларировать свою национальность, на закате Союза многие эмигрировали в Израиль и США. Сегодня российские евреи восстанавливают различные формы аутентичной религиозной и культурной жизни, интегрируясь, тем не менее, в культуру России.

В 1880 г. в России евреи составляли 4,8% населения России. Это составляло 53,4% от общей численности евреев в мире. Сейчас в мире проживает около 14 млн. евреев. Около 13% всех евреев в мире говорят по-русски. Свыше 5 млн. локализовано в Израиле, на территории России живут около 500 тысяч человек. Одним из субъектов РФ является Еврейский национальный округ.

Когда говорят о влиянии еврейской культуры на русскую, в основном речь идет о влиянии наиболее распространенной в нашей стране группы ашкеназов. Хотя, помимо нее, еврейское население России включало и другие этнолингвистические группы.

Весенние праздники

В марте этого года (10 числа) евреи отмечают праздник Пурим. Его учредили в память о чудесном избавлении евреев Персии от гибели, которую им готовил чиновник Хаман. Пур означает жребий: его бросал Хаман, назначая время истребления евреев. Пурим отмечает окончание гонений. В этот день происходит публичное чтение книги Эсфири. Когда читающий произносит имя Хамана, присутствующие поднимают шум, выражая ненависть и презрение к злодею. Принято давать деньги нуждающимся и дарить друг другу сладости. В основном – хоменташен, треугольные твердые пирожки с начинкой из мака или меда (иначе – «уши Амана»). Это редкий для евреев праздник, в который поощряется распитие вина. Еще он характерен карнавалами – принято давать представления и рядиться. Причем в Пурим мужчинам разрешено даже переодеваться в женское платье и наоборот (что в обычной ситуации категорически запрещено). www.eleven.co.il

Немцы

Еще одна нация, всерьез повлиявшая на формирование и развитие русского народа, проживающая на территории нашей страны, но имеющая собственное государство за пределами России. Первое упоминание о немцах на Руси относится к 1199 году. Они занимались торговлей, поступали на службу и часто оседали в России, сохраняя язык и вероисповедание. Русские государи брали в жены немецких принцесс, а Екатерина Вторая и вовсе пригласила немецких крестьян перебраться на свободные земли Поволжья и Украины (в XIX в. они расселились также на Северном Кавказе и в Сибири).

Немцы, проживающие в России сейчас – потомки этих колонистов. Из-за территориальной разобщенности сформировались особенности языка, культуры и обрядов разных групп. В первые годы советской власти немцев объединили в автономию (Трудовая коммуна Автономной области Немцев Поволжья). Во время войны и сразу же после немцев переселяли в Казахстан, Сибирь и Среднюю Азию, до 1956 года все немцы в местах своего проживания учитывались комендатурой.

В настоящий момент отдельной автономии немцы на территории России не имеют – существуют два немецких национальных района (с центрами Гальбштадт в Алтайском крае и Азово в Омской области). За последние 50 лет страну покинули почти 2,5 млн. немцев и их семей.

Русских и немцев и до Великой Отечественной связывали непростые отношения дружбы-соперничества. Еще в Средневековье русские недолюбливали немцев за благополучие и влияние при дворе. В представлениях русских о немцах соседствовали критика, пренебрежение и уважение.

Немцы представлялись русским простоватыми в быту и поведении, педантами, чистюлями, высокоучеными. После Семилетней войны (XVIII в.) появились пословицы «что русскому хорошо, то немцу смерть», «прусский гут, а русский гутее» и т.п.

Некоторые исследователи говорят о родстве русских и немцев, русских и евреев, называя их метафизическими народами, открытыми к диалогу друг с другом.

Весенние праздники

Не стоит забывать, что 8 марта миру подарила немецкая гражданка Клара Цеткин, которая в 1910 году на Международной конференции женщин-социалисток в Копенгагене выступила с предложением о праздновании Международного женского дня, которое прозвучало, как призыв ко всем женщинам мира включиться в борьбу за равноправие. Весну немцы обычно встречали карнавалом. Существуют рукописные свидетельства о праздновании карнавала в Мюнхене еще в 1295 году. Сегодня карнавал проходит в католических районах Германии. Женщины наряжаются ведьмами и торговками, во время карнавала перекрывается движение транспорта. Обязателен концерт и распитие алкоголя. Ряженые дети обходят дома, получая сладости и мелочь. Праздник проводится перед началом строгого Поста.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Привет, святой Патрик!

Почему в России так любят главный ирландский праздник