Легенда о том, как одесситы обманули экспертов Лувра
![]() |
История о тиаре царя Сайтоферна давно стала легендой. В конце XIX века внимание просвещенного мира было приковано к раскопкам в Северном Причерноморье – тут, на землях, где когда-то располагались богатые греческие города, чуть ли не каждый год находили удивительные образцы древнего искусства – скульптуры, предметы быта, ювелирные изделия. Торговля древностями шла полным ходом и давала хорошие доходы.
Поближе к раскопкам решили перебраться и братья Гохманы, имевшие в Одессе лавку колониальных товаров. Открыв антикварный магазинчик в Очакове, они принялись активно приторговывать древностями. Но очень скоро обнаружилось, что иногда поток этих древностей иссякает. Тогда предприимчивые одесситы решили перемежать подлинные античные артефакты фальшивками и предлагать их не очень сведущим богачам, снедаемым острым желанием украсить свой дом произведениями античных мастеров. Параллельно продавали «артефакты» и в музеи.
Начали с производства фрагментов мраморных плит, на которых выбивались надписи на древнегреческом языке. Потом занялись изделиями из золота. Первым на удочку Гохманов попался некий господин Фришман, богатый коллекционер из Николаева. Однажды в его доме появились бедные крестьяне из села Парутино, которые в своем огороде случайно обнаружили очень красивые вещи – может, господин Фришман посмотрит? Господин Фришман, конечно же, посмотрел и тут же купил «старинные» кинжал и корону, заплатив 10 000 рублей.
Гохманы были в восторге – эта сделка принесла им 8000 рублей чистого дохода! Позже Фришман все же решил показать кинжал и корону экспертам. Каково было его разочарование, когда оказалось, что украшение его коллекции древностей – фальшивка! А парутинские крестьяне как сквозь землю провалились.
Шепсель Гохман после этой истории понял – дабы не попасться, нужно искать более умелого ювелира. И он его нашел! Человека, который принес братьям огромные деньги и славу величайших мошенников ХХ века, звали Израиль Рухомовский. Жил он в Одессе, занимался чеканкой и ювелирным делом.
В 1895 году Гохман попросил Рухомовского сделать золотую «тиару царя Сайтоферна» якобы в подарок знакомому археологу. Снабдил мастера русскими и немецкими фолиантами, каталогами крупнейших музеев. Семь месяцев делал Рухомовский эту тиару и получил за работу огромные по тем временам деньги – 1800 рублей.
…Золотые кольца, серьги, посуда, пряжки, когда-то скреплявшие одежды древних греков, – директора Императорского музея Бухер и Лейшинг пришли в восторг от вещей, которые выкладывал из своего вместительного саквояжа господин Гохман. И тут визитер вынул еще один сверток, развернул его и произнес: «А теперь, господа, тиара царя Сайтоферна!»
Перед пораженными австрийцами предстала сияющая золотая тиара – древняя чеканка изумительной работы. Выполненная из тонкой золотой полосы, высотой 17.5 см, она была украшена горизонтальными фризами. На самом широком, среднем, фризе изображались сцены из гомеровских «Илиады» и «Одиссеи». Нижний, второй по ширине, фриз тоже был украшен чеканкой: скифский царь охотился на крылатого зверя, а в это время богиня победы Ника увенчивала царя лавровым венком.
Нижний и средний фризы разделяла полоса с надписью: «Царю великому и непобедимому Сайтоферну. Совет и народ Ольвии».
«Прошлым летом раскапывали скифский могильник и обнаружили захоронение скифского царя Сайтоферна и его супруги. Там и нашли эту прекрасную тиару», – объяснил Гохман.
Почти все, найденное в Причерноморье, шло в российские музеи, а в Европу попадали какие-то крохи, поэтому завладеть таким сокровищем для австрийцев было большой удачей. Конечно же, во избежание обмана, они пригласили экспертов, археологов и искусствоведов, и те ни на минуту не усомнились, что тиара – подлинное произведение античных мастеров. Кое-кого, правда, смущала столь идеальная сохранность изделия, но отдельные скептические голоса заглушил хор восторженных экспертов.
Было принято решение купить тиару. Начался торг. И тут очаковский негоциант заломил такую цену – 200 тысяч рублей, что Венский музей вынужден был отступиться. Везти тиару обратно в Россию не хотелось. И тогда пройдоха Гохман встретился со своим венским коллегой, антикваром Антоном Фогелем и его помощником маклером Шиманским. После чего тиара оказалась в Париже, в кабинете директора Лувра мсье Кемфена. Снова восторги, вопросы, экспертизы… И, наконец, заключение – тиара подлинная, это настоящий шедевр греческого искусства, вполне достойный украсить коллекцию луврского отдела древностей.
Так тиара перешла к Лувру, а антиквары, получив за нее 200 тысяч франков, поспешили покинуть французскую столицу. Деньги разделили по справедливости – Фогелю достались 74 тысячи, Шиманскому – 40 тысяч, а Гохману – 86.
1 апреля 1896 года Лувр официально сообщил о новом приобретении. В музей повалили толпы любителей истории и археологии и просто зеваки. Никто не мог пройти мимо выставленной в зале античного искусства тиары скифского царя. Совершенство чеканки, живость фигур, динамика сцен, мягкий свет золота завораживали всех.
Прошло несколько лет. Парижане привыкли к тиаре царя Сайтоферна, дорожили ею и с гордостью показывали гостям столицы. Статьи о скифском царе и его тиаре вошли во все каталоги Лувра и в ученые монографии.
Но вот в начале марта 1903 года в парижской газете Maten появилось сообщение о том, что некий монмартский скульптор и художник Эллин Майенс, привлеченный к суду за подделки картин, заявил, что он занимался и подделкой античных произведений. В частности, знаменитая тиара царя Сайтоферна, хранящаяся в Лувре, – его рук дело. В этом легко убедиться – тиара спаяна методом, неизвестным во времена Древней Греции.
Газета Maten напечатала также заявления двух бывших одесситов – парижского ювелира мсье Лифшица и мадам Нагерборг-Малкиной. Эти господа утверждали, что тиару сделал вовсе не Майенс, а одесский мастер Израиль Рухомовский, они сами видели, как он трудился над царским шлемом.
После такого заявления нервы дирекции Лувра сдали – они изъяли тиару из экспозиции, потребовали возбудить дело против шайки мошенников, продавших музею фальшивку, и привлечь к делу Лифшица, Малкину и самого Рухомовского, если он действительно существует.
Найти Рухомовского в Одессе оказалось совсем не сложно. Он сказал, что готов ехать, если ему дадут нужную на путешествие сумму, и 5 апреля 1903 года прибыл в Париж. Французское министерство создало специальную комиссию по расследованию этого дела. Возглавил ее Шарль Клермон-Ганно, член Академии наук, один из самых известных ученых Франции. В комиссию пригласили видных археологов, историков, специалистов по античному искусству.
Весь Париж говорил о тиаре и версиях ее происхождения. На первых полосах газет появились фотографии ее предполагаемого автора, а один экстравагантный богач даже предложил Лувру продать ему тиару за 250 тысяч франков, но только если она будет признана фальшивкой!
Княгиня Демидова
Полотно Жоана Миро «Ферма»
Октябрь 2008
Самое захватывающее явление, которое можно увидеть с поверхности Земли
Детектив. Перевод с немецкого Нелли Березиной
7 вопросов Астамуру Тедееву, одному из разработчиков Концепции правового регулирования интернет-отношений