Многоликая Россия

  • В закладки
  • Вставить в блог

Какие народности населяют нашу страну

Весна. Ее встречают в мегаполисах и горных селениях, в марийских деревнях и в степи. Это время готовить угощения, устраивать веселые гуляния, состязаться в пении, танцах и молодецкой удали. А еще это время встретить единственного человека, которому захочется сказать фразу, понятную без перевода: Коды моды чмодь. Сун хо вез. Би шамада дуртайб. Мон тоне вечкемс. Я тебя люблю.

Ведь все мы так похожи…

80 процентов жителей нашей страны считают себя русскими, – говорят результаты переписи населения 2002 года.

Что за общность сформировалась к сегодняшнему дню на огромной территории между непроходимой тайгой, Великой Степью, по которой волнами прокатывались орды кочевников, и южным щитом Кавказа, испещренным вотчинами десятков наций?

«Существует около десятка научных школ, но ни одна из них не дает однозначного ответа на вопрос о наших предках, – говорит Элеонора Шулепова, заместитель директора по научной работе Российского института культурологии. – На Севере страны уверяют, что русские пришли с Запада. Новгородцы скажут, что колыбель российской нации и государственности – Новгород и Киев. Но почти все придерживаются мнения, что современная русская нация – результат смешения разных народов».

Долгое время считалось, что самый заметный след оставили татаро-монголы. Но последние исследования ДНК следов нашествия Чингисхана не нашли. Зато сами россияне оказались разными: жители Севера ближе к финно-угорским народам, а южане – к украинцам и полякам.

Спор ученых не закончен, да и мы не будем искать истину, а просто познакомим читателя с некоторыми народами, живущими или некогда жившими на территории России.

Славяне

По мнению большинства ученых, истоки славянской истории следует искать в конце III и во II тысячелетии до нашей эры, когда на обширных пространствах между Днепром, Карпатами, Одером и южным побережьем Балтийского моря расселились земледельческо-скотоводческие племена. Они близко соприкасались с фракийскими, иллирийскими, финноугорскими, скифскими и другими соседними племенами, часть которых впоследствии была ассимилирована славянами.

В V-VII вв. славяне разделились на южных, западных и восточных. После монголо-татарского нашествия восточная ветвь, в свою очередь, разделилась на великорусский, украинский, белорусский и русинский народы. В настоящее время общая численность славян составляет около 300-350 млн. человек, из них около половины – русские (137 млн.)

Славянские языки относят к индоевропейским языкам группы сатем, что сближает их с иранскими, арийскими, балтийскими, армянским и албанским языком. Язык древних славянских племен, сформировавшихся на обширных пространствах Восточной Европы, в течение долгого времени (до эпохи распада славянского единства) был очень устойчив.

Единых для всего славянского мира представлений о богах никогда не существовало, поскольку славянские племена в дохристианское время не имели единого государства. Древнейший пласт языческой религии – культ Рожаниц, Матери и Дочери, родивших все живое на Земле.

Позднее к ним присоединился Род, олицетворявший населенную Вселенную. Созданный при Владимире Святославовиче языческий пантеон – собрание основных языческих богов – также нельзя назвать общеславянским: в основном он состоял из южнорусских божеств, причем их подбор не столько отражал действительные верования киевлян, сколько служил политическим целям.

Славянская культура традиционно отводила значительное место пляскам, которые были в большом ходу у всех арийских народов. На Руси издревле проводились состязания плясунов. Плясали как в одиночку, так и в паре с соперником. Состязание чаще всего происходило на ярмарках. На плясунов «спорили» и делали ставки, а победители получали призы: подарки, деньги или вино.

Древней особенностью танца была круговая пляска: хоровод на Руси; коло, корогод – в Украине, Польше и Белоруссии, хормос – в Македонии, Западной Болгарии и некоторых других южных славянских землях. Хоровод выражает два начала жизни: деятельное и бездеятельное, в их мировом круговращательном движении.

Масленица

Комоедицы (23 марта) – «праздник поедания комов», особых блинов, посвященных медведю.

Более известен как Масленица. Люди прыгали через костры, умывались талой водой или снегом, после чего торжественно сжигали на костре чучело Зимы-Марены, подбрасывая в костер мусор, солому и старые вещи. Обычно Масленицу представляли в образе огромной женоподобной фигуры, которую делали из соломы, наряжали нелепым образом, сажали в сани и возили по селам. В карнавальном поезде, который состоял из десятка саней, разъезжали ряженые. После завершения праздничного ритуала куклу сжигали. Образ Масленицы соединял в себе смертоносное (зима) и животворящее (весна) начала. С принятием христианства образ Масленицы претерпел значительные изменения, хотя и не утратил до конца языческих черт.

Финно-угры

Этнологи любят поговаривать, что у русских мама славянка, а папа финн. Всю северную часть европейской территории России, от Поволжья до Прибалтики, ученые называют финно-угорской аркой. Эти земли, которые мы привыкли считать исконно русскими, когда-то населяли народы, память о которых сохранилась во многих топонимах. Названия рек «Нева» и «Москва», не имеющие смыслового значения в русском, созвучны коми-пермяцким названиям рек Иньва или Юсьва («ва» – вода), а Ока напоминает финское «Joki» (река). Название города Мурома, родина легендарного русского богатыря Ильи, созвучно жившему когда-то в этих местах племени. На территории современной Московской области практически полностью отсутствуют славянские археологические находки ранее 10 века. До этого времени территория была заселена финскими племенами – мерей, мещерой и муромой.

Финно-угорская группа объединяет десятки народов по всему миру. Это и венгры, и эстонцы, и финны. Всего в мире проживает 25 миллионов этнических финно-угров, из них 3 миллиона – в России. В нашей стране это третья по численности группа – после славянской и тюркской. Она представлена 16 народами, пять из которых имеют свои национально-государственные, а два – национально-территориальные образования. Малочисленные народы и этнические группы равномерно расселились по всей территории России по принципу диаспор. Но все финно-угорские народы являются коренными на своих территориях.

История финно-угров насчитывает более трех тысячелетий. Древние финны занимались рыболовством, охотой и оленеводством. Для обитателей лесов характерно было бортничество (сбор дикого меда). Сегодня эти народы объединяет общая материальная и духовная культура. Их обычаи весьма неординарны и зачастую могут показаться парадоксальными. Многие народы приняли крещение, но одновременно не утратили народных верований. А марийцы – единственный в Европе народ, сохранивший язычество в качестве официальной национальной религии.

Финно-угорские народы – вне зависимости от проживания – стараются сохранить собственные историко-культурные традиции. Примечательно, что именно финно-угорские языки впитывали в себя элементы иностранных – в том числе и русского, – а не наоборот.

Марийская yарня

Как и Масленица, этот праздник отмечается в конце февраля – начале марта. К празднику делали уборку в избе, мыли пол, шли в баню. С утра пекли блины, пироги, ватрушки и готовились встречать гостей. В день Масленицы пробовали первые после отела коровы блюда из молочных продуктов (творог, сырники, омлеты, молозиво), а потом устраивали карнавальное шествие во главе с масками yарня кува (старуха масленой недели) и yарня кугыза (старик масленой недели). Женщины старались проснуться пораньше и три раза прокатиться с горки. Этот обряд символизировал, что все недостатки и нерадивость уходят в прошлое. В день проводов собирали хлам: солому, доски, приспособления для катания – и разводили костры. Наряженное чучело провожали шествием, в конце деревни сжигали и прыгали через огонь. В огонь кидали блины или хлеб, приговаривая: «Старуха yарня, теперь ты иди с добром от нас и дай Боже, чтобы у нас земля была всегда плодородной, чтобы мы жили с прибылью, было всегда здоровье, счастье!»

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этой рубрике

Музыка под дождем

В Архангельском прошел Шестой фестиваль «Усадьба. Джаз»

Когда у вас немного денег, вы заняты искусством

Юрий Грымов убежден, что кино нужно снимать на небольшом бюджете и показывать на широком экране

в этом номере

Эдмунд Шклярский: «Я – египтянин»

Самый загадочный певец русского рока – о любви, живой виолончели и праздниках

Муза плача

Женщина-стихия Анна Ахматова

Русская Джоконда

Картина Ивана Крамского «Неизвестная»