Публикации «Смены»
Фамилия у нее была Шавейко. По имени ее никто не называл; все Шавейко да Шавейко. В нашем блокадном седьмом классе она выглядела самой неприметной: свалявшиеся волосы под серым вытертым платком, бесформенное пальто, перешитое из материнского, на ногах зеленые гамаши с желтыми заплатками. Лицо, словно замороженное, с темными пуговками глаз. Мы в юношеской неосознанной жестокости ее просто не замечали. Впрочем, когда учитель задавал какой-нибудь каверзный вопрос, обязательно раздавалось:
— Шавейко знает! — В этом заключалось высшее проявление остроумия. Случалось, преподаватель попадался на нашу уловку и одобрительно подхватывал:
— Ну, отвечай, Шавейко!
Девочка неуклюже вставала, хлопая крышкой парты, пунцовела и со слезящимися глазами тихо выдавливала:
— Я не знаю.
Находился остряк, который восклицал:
— Правильно, только погромче, Шавейко!
— Да, погромче! — поддерживал учитель.
И тогда, страдальчески морщась, она вскидывала на учителя затравленно глаза и произносила громко:
— Я не знаю.
Однажды я оборвал товарища, обижавшего Шавейко:
— Хватит! — И тот непонимающе развел руками.
Возле моего дома приютился небольшой сквер со скамейками. Выйдя как-то поутру из дома, я увидел сидящую с книгой Шавейко. Она уставилась в книгу, словно была малограмотной. Обойти ее я не мог, поэтому вынужденно поинтересовался:
— Ты здесь живешь?
— Нет, читаю, — невпопад ответила девочка.
— И что же ты читаешь? — насмешливо спросил я.
— О приключениях Томаса Сойера, написал американский писатель.
— Ты гляди-ка! Американцы наши союзники, — покровительственно заметил я. — И занимательно?
— Очень! — радостно кивнула головой девочка.
Наше литературное образование осуществлялось в ту пору замедленно. Библиотеки не работали. И мы довольствовались случайными книгами.
В 11 номере читайте об Александре Грибоедове и его такой яркой, но, увы, недолгой любви, об одном из самых ярких личностей России – министре путей сообщения, первом премьер-министре Российской империи графе Сергее Юльевиче Витте, об истории создания романса «Я помню чудное мгновенье», о жизни и творчестве режиссера Соррентино, мистический детектив Варвары Клюевой «Три жизни на двоих» и многое другое.
Сколько напевности, плавности в мелодии народной песни... А как волнует ее слово!.. И это понятно: в ней — наша история, жизнь, мы сами...
Творческая педагогика
Рассказ