30 мая 1896 года произошла Ходынская катастрофа
Читайте в № 6, 2014
16 мая 1770 года пышно раз украшенные кареты молодоженов и эскорта проследовали по парижским улицам. Это была свадьба французского дофина Людовика и австрийской эрцгерцогини Марии-Антуанетты. Вдоль шествия кортежа собралась огромная толпа, и, когда началась раздача бесплатных угощений, образовалась сильная давка, в которой погибло более тысячи человек. Народ стал шептаться, что смерть людей на празднике молодоженов не принесет им счастья. Но и только. Никто не присовокупил к имени дофина эпитет «кровавый», никто не винил его в гибели зевак, толпившихся на пути кортежа…
Спустя двести двадцать пять лет история повторилась в России – на коронационных торжествах императора Николая II. Но здесь, по мнению русских, во всем был виноват император, и только он. «Николай Кровавый» стало вторым именем одного из самых кротких самодержцев России…
Но обо всем – по порядку.
Последняя в истории России коронация стала самой пышной и самой дорогой, хотя об этом, естественно, никто не мог тогда догадываться. В стране было спокойнее, чем когда-либо, армия не воевала, но модернизировалась и увеличивалась, промышленность развивалась бурными темпами, торговля процветала. 128 миллионов подданных в подавляющем большинстве искренне благословляли воцарение нового императора.
Торжества должны были проходить в Москве с 6 по 26 мая 1896 года. Еще до начала торжеств в разукрашенную, принаряженную, вычищенную Москву стали съезжаться многие тысячи гостей.
Сенсацией стал приезд операторов-кинематографистов, присланных изобретателями кино французскими братьями Люмьер для того, чтобы снять документальный фильм о предстоящем событии. Кроме того, официально было аккредитовано рекордное для того времени число русских и иностранных репортеров – более двухсот.
Тверская улица, по которой должен был следовать в Кремль император, была разукрашена со всей доступной тогда роскошью, хотя и старыми традициями не пренебрегали: с балконов и из окон домов свисали ковры, шелковые и парчовые ткани. По стенам домов, по столбам и колоннам вились гирлянды живой зелени и цветов.
К ночи вспыхивала невиданная нигде доселе электрическая иллюминация, превращавшая Кремль в огромный сказочный дворец. Иллюминован был и храм Христа Спасителя, и многие другие здания вблизи от Красной площади.
Император приехал в Москву 6 мая – в свой день рождения. Первые три дня он по традиции провел в Петровском дворце, а 9 мая состоялся торжественный въезд в Кремль. Вся территория от Петровского парка до Кремля была до отказа заполнена сотнями тысяч людей, занявших места вдоль царской дороги с вечера 8 мая. А с раннего утра 9 мая по Тверской и по бульварам потекла непрерывная кавалькада экипажей и всадников, встречавших императора с императрицей, которые медленно ехали в Кремль в открытой карете.
В журнале «Всемирная иллюстрация» об этом сообщалось так:
«Блестящие мундиры, сияющие каски, треугольные шляпы с плюмажем, роскошные халаты представителей Азии – все это очень эффектно выглядело при ярком освещении. Народ с видимым удовольствием и с выражением серьезного достоинства на лицах встречал и рассматривал съехавшихся в таком обилии иностранных гостей, гордясь таким проявлением уважения к нам со стороны всего света. К 12 часам все переулки, ведущие к Тверской, были затянуты канатами и запружены массой народа. Войска стали шпалерами по сторонам улицы. Из каждого окна дома московского генерал-губернатора, Великого князя Сергея Александровича, выглядывала масса зрителей; тут были и блестящие мундиры английских адмиралов, и испанцы, и японцы, и китайцы, и красивые французские кавалерийские офицеры в блестящих, золоченых, на манер древнегреческих шлемах с развевающимися позади конскими хвостами. А длинный балкон был заполнен изящными дамами высшего света в роскошных белых туалетах и шляпах».
В полдень грянули девять пушечных залпов, и навстречу императору из Кремля в Петровский дворец выехал со свитой великий князь Владимир Александрович, а в половине третьего новые залпы и сплошной колокольный звон известили, что царь выехал в Кремль. Около пяти часов загремело «ура!» стоявших вдоль Тверской полков, грянули оркестры, и на белом арабском скакуне проехал император – молодой, торжественный и чуть уставший.
14 мая наступил день Священного Коронования. Сановники и знать начали съезжаться в Кремль уже с семи часов утра. В девять часов, открывая церемониальный выход, первой появилась на Красном крыльце вдовствующая императрица Мария Федоровна, под большим золотым балдахином. За нею хлынули придворные в расшитых золотом генеральских и камергерских мундирах.
Императрица прошла в Успенский собор, а еще через полчаса с Красного крыльца спустился взвод кавалергардов, зазвучали фанфары и трубы, и под стотысячное «Ура!» солдат, офицеров, горожан и гостей, сопровождаемые министрами, членами Государственного Совета и Сената, вышли Николай II и Александра Федоровна и направились к собору.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
14 августа 1867 года родился Джон Голсуорси
10 декабря 1821 года родился Николай Алексеевич Некрасов
27 октября 1855 года родился Иван Владимирович Мичурин
22 октября 1870 года родился Иван Алексеевич Бунин