17 августа 1942 года родился Муслим Магомаев
Такой лаконичной афиши в Москве не видели давно: Дворец спорта — концерт Муслима Магомаева. Надо быть очень большой знаменитостью, чтобы так спокойно и коротко сообщили о твоем намерении предстать перед залом на 17 тысяч зрителей. Американский балет на льду, выступавший в этом же зале, рекламировал себя куда более громко, но билеты все-таки были. На два концерта Магомаева билеты распроданы полностью, и их еще не хватило.
Знаменитости — 22 года. Знаменитость — симпатичный и очень скромный юноша в черной рубашке и синих джинсах, типичный студент по внешности и по манерам. Солист Азербайджанского театра оперы и балета комсомолец Муслим Магомаев еще не привык к интервью, еще не умеет говорить гладкие фразы «о своих творческих планах», да и «план» у него всего один:
— Я очень хочу петь как можно больше и как можно лучше. Потому что я очень люблю петь.
И чем больше Муслим поет, чем известнее становится, тем больше занимается, чтобы «петь лучше».
Полуанекдотический тип надутого «любимца публики», отупевшего от славы «оперного премьера», отошел в прошлое. Наши новые оперные «звезды», а их сейчас вспыхнула целая плеяда, — это такие же молодые специалисты, каких можно встретить среди геологов, конструкторов или физиков, и все же Муслима Магомаева в его 22 года можно назвать оперным премьером и любимцем публики, только без кавычек.
Спросите на радио, спросите на телевидении. Вам расскажут, сколько тысяч писем приходит с просьбой «завести» полюбившегося артиста. Но вам тут же скажут, что стоит артисту зазнаться, начать халтурить, пренебрежительно относиться к тем, кому адресовано его искусство, количество писем резко падает. Сегодня почта Муслима Магомаева бьет рекорд, и в Муслиме есть что-то такое, что внушает уверенность: это надолго.
Муслим с рождения был «посвящен» музыке, но никто не ожидал, что он станет певцом. Азербайджанская государственная филармония в Бану носит имя Муслима Магомаева: это его дед, замечательный азербайджанский композитор, автор первых национальных опер. И маленького Муслима начали, разумеется, учить музыке. Вокруг — артистическая среда, внимание к каждому шагу мальчика, но жизнь не была легкой. Год рождения — 1942-й. Война. Отец — художник, но в те суровые годы он стал солдатом. И погиб за несколько дней до победы. Мать — актриса, она все время занята, все время в разъездах.
Мальчик учился играть на рояле, а чувства, которые зрели в сердце, искали еще и другого выхода — искали более непосредственного выражения. Вот тогда он запел. Еще не думая о пении как о профессии. Рядом с музыкальной школой — клуб моряков; здесь состоялся певческий дебют Муслима: очень хотелось спеть для собравшихся здесь замечательных людей. Муслим все еще занимался на фортепьяно и пробовал силы в сочинении музыки, но пение увлекало все больше и больше. Любителям музыки нравился его красивый голос, а ему самому нравилось, что от хорошей песни люди становятся бодрее, жизнерадостнее.
— Мне нужно донести до слушателя не голос, а исполняемую вещь, — говорит Муслим. Это — желание активно воздействовать на людей. С этого желания и начинается искусство.
Но голос — тонкий и сложный инструмент, и чтобы владеть им, мало желания и мало природной одаренности. Нужен умный педагог, тонно чувствующий индивидуальные особенности «материала». Муслиму поставила голос преподавательница Бакинской консерватории Сусанна Микаэлян, и сделала это мастерски. С. Микаэлян научила его понимать свой голос, свободно владеть им, не быть его рабом. Потому-то певец и может теперь позволить себе думать не о голосе, а о пении, о смысле исполняемой вещи.
В восемнадцать лет Муслим начал работать как профессиональный певец с эстрадным оркестром. Простые песенки, веселые и грустные. С них начался успех. И, конечно, первой заметила Муслима молодежь. Простой парень, сверстник. Он такой же, как мы, и он поет для нас. Комсомол послал Магомаева на Всемирный фестиваль молодежи в Хельсинки.
В финской столице певец из Азербайджана на четырех языках пел песню «Хотят ли русские войны». Он не думал о голосе. Он думал о войне и мире. «Спросите тех, кто воевал...» — он спрашивал отца, которого ему не довелось увидеть. Он пел «Бухенвальдский набат». Он призывал молодежь всей земли: берегите мир.
Магомаев вернулся из Хельсинки лауреатом. В Баку он продолжает учиться в консерватории и одновременно поступает на работу в оперный театр.
Начинается новая жизнь. Молодой оперный артист зарабатывает гораздо меньше, чем солист эстрадного оркестра, но не это было для него определяющим. Труднее другое: после залитой огнями эстрады, где ты центр внимания, а поешь порой несложные по музыкальному материалу песни, которые легко усваиваются слушателями, нелегко привыкать к исполнению второстепенных ролей в оперных спектаклях, где иногда на твою долю приходится лишь небольшой речитатив. Но хорошо исполнить этот речитатив в ансамбле других солистов, хора и оркестра — задача куда более сложная, чем сделать эффектный «номер» на эстраде. В музыкальном развитии артиста-певца эти трудности как раз и означают шаг вперед, и даже не один шаг, а целый этап. У Муслима — настоящий оперный голос, и хотя он по-прежнему любит популярные песни и будет их исполнять всегда, только в опере он может дать все, на что способен. А это и есть его цель. Не довольствоваться первой славой, первым признанием, а постоянно совершенствоваться.
Недавно Муслим получил замечательный подарок: его в числе других советских молодых певцов послали учиться в Италию, на стажировку в знаменитый миланский оперный театр «Ла Скала». Теперь Муслим много и с увлечением рассказывает об итальянской архитектуре, которая его пленила, о живописи великих мастеров, которой он восхищался в музеях, о природе Италии и ее приветливом народе, но главное он оставляет под конец:
— В «Ла Скала» великолепные педагоги. Они очень внимательно отнеслись ко мне. У меня расширился диапазон голоса, а специальные упражнения дали мне возможность без особого напряжения петь подолгу.
Знали бы вы, как дорожит Муслим этой возможностью! Молодой человек с широким кругом интересов, любитель литературы, живописи, спорта, он тем не менее хотел бы петь с утра до ночи. Заставить его петь «на бис» проще простого.
— Особенно я люблю петь для молодежи, для студентов. Люблю смотреть в зал и видеть, как люди слушают.
Ну что ж, он хочет петь, а мы хотим его слушать. Полное взаимное согласие. Телефон у Муслима звонит беспрерывно. Его зовут в десяток мест сразу. И он хотел бы побывать всюду, куда его зовут. Но...
— Надо еще заниматься.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
29 мая 1787 года родился Константин Батюшков
8 июля День семьи, любви и верности
9 апреля 1821 года родился Шарль Бодлер