Это, естественно, шутка. Но, пожалуй, о деньгах стоит поговорить всерьез, верней, об одном связанном с ними парадоксе.
С известной долей условности можно сказать, что к счастью ведут два основных пути. Можно постепенно накапливать реальные житейские блага – деньги, должности и т. д., – надеясь, что счастье к ним приложится потом. И можно, как ТиВи, идти к счастью напрямик, минуя промежуточные ступени.
Парадокс же заключается в том, что человек, стремящийся к реальным благам, часто не получает не только приложения в виде счастья, но и самих этих реальных благ. Да, ему очень хочется. Но ведь и другие хотят.
А тот, кто думает лишь о счастье, порой автоматически получает все остальное. Ведь он выбирает дело по душе, занимается им с увлечением и, как правило, становится рано или поздно настоящим мастером. А за хорошую работу не только уважают, но в конце концов и платят больше, чем за халтуру. Жизнь – сверхмарафонская дистанция. Побеждает не тот, кто прямо со старта рвет к призам, а тот, у кого с младых ногтей верно поставлено дыхание.
Искушенный читатель сразу же решит, что тему вступительной беседы ТиВи выбрала во имя хитрой завлекательности – мол, сперва ошарашит ребят неожиданностью, а уж потом, в ошарашенных, станет помаленьку вгонять не карнавальные, а вполне нормальные педагогические идеи.
Так вот, искушенный читатель ошибется. Для ТиВи карнавализация была не ораторской приманкой, а одним из главных принципов будущего клуба.
Видимо, настал момент подробнее рассказать о клубе. В чем его особенности? Зачем он понадобился ТиВи?
Сперва интуитивно, а потом и сознательно она стремилась использовать клуб для того, чтобы с помощью эстетики, творчества и общения менять к лучшему жизнь подростков. Прежде всего трудных подростков. Конкретно – учить их счастливости. Задача благородная. Но как ее осуществить?
Для начала разберемся в терминах.
Трудный подросток – кто он? Двоечник, нарушитель классной дисциплины, дворовый хулиган, несовершеннолетний преступник? Круг широк...
Ну, а что в этих ребятах общее? То, что с ними нам трудно. Нам, взрослым. Родителям, учителям, милиции.
Но с полным и даже большим правом можно эту монетку повернуть другой стороной. Трудные подростки – это те, кому трудно. Трудно с родителями, учителями, соседями. Трудно с одноклассниками и знакомыми по двору. И даже с собой трудно.
С этой позиции в категорию трудных надо включить и нелюдимого, зажатого, болезненно стеснительного паренька, и тихую девочку, измученную сознанием своего мнимого уродства, и отличника, не имеющего друга, и вообще любого одинокого подростка, потому что любому одинокому трудно. И вот всем этим ребятам – от вороватых парней до некрасивых девочек – ТиВи надеялась с помощью клуба вылечить жизнь. Одним из главных лекарств и была карнавализация.
Что это такое?
Современный человек, как, впрочем, и человек прошлых эпох, существует в определенных, достаточно жестких рамках. Вот служба, вот семья, вот быт. Тогда-то явиться, тогда-то уйти. Каждый день похож на предыдущий.
Правда, есть еще свободное время, но и оно свободно лишь до известных пределов. Театр, ресторан, стадион – пожалуйста. Но и веди себя соответственно и оденься, как принято. На пляже курортного города сколько хочешь валяйся в купальном костюме, но поднимись на четыре ступеньки, и на набережной за тот же купальник тебя может оштрафовать милиционер. Любви все возрасты покорны, но на улице знакомиться неприлично. У первого встречного можно без стеснения попросить сигарету, но не три копейки на трамвай...
Мы живем среди этих далеко не очевидных рамок, почти их не замечая. Но изо дня в день что-то накапливается, и постепенно окружающее приобретает сумрачный, землистый цвет. В пятницу винные магазины легко делают трехдневный план. Нужна разрядка, говорим мы, объясняя эту потребность недельной усталостью.
Но при чем тут усталость? Дома мы «разряжаемся» раз в неделю, в отпуске – чуть не каждый день...
Конечно, есть профессии, у которых рамки посвободней. Скажем, поэту или живописцу вешать табель не надо, и сама работа их в какой-то мере является разрядкой.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.