Женщина была молодая, рослая, с фигурой стройной и сильной, а может, так казалось потому, что даже в неподвижности ее были энергия и напор. Она стояла у колонны, что-то весело говорила двум молодым мужчинам, и сама улыбка ее была напористой и резкой Эти двое были явно не рядовые, творческие, один с модной, под Добролюбова, бородой, но при ней они терялись, как статисты при «звезде» Лицо у нее было узкое, прямые волосы до плеч – при движении головы они поднимались единым взмахом, как галочье крыло.
Но главное было не это. Главное – глаза, из которых просто била наружу веселая азартная энергия, била с такой силой, словно где-то в глубине узкого румяного лица была скрыта мощная, свечей в пятьсот, лампа. Что это было – талант, характер, вера в себя?
Через час мы оказались в одном самолете. Через день познакомились. Это была Лариса Шепитько – кинорежиссер редкого таланта и счастливой судьбы, оборванной лет десять спустя автомобильной катастрофой. Лариса Шепитько, автор фильма «Ты и я».
Повторяю – картина не кажется мне полноценной удачей, что-то не сложилось в сценарии, и литературные слабости размыли яркую ленту в нескольких важных местах. Но, видимо, произошло одно из чудес, на которые так щедро настоящее искусство. Сработало не главное, так второстепенное, не сюжет, так деталь, не характер, так мысль – в чем-то все же вспыхнула яростная, бескомпромиссная счастливость Ларисы Шепитько. И пятисотсвечовая лампа, спрятанная где-то в глубине ее глаз, зажгла ответный огонь в другом человеческом лице.
Итак. Татьяна Викторовна в течение суток посмотрела фильм, ушла с заседания кафедры и поступила на работу во Дворец пионеров, тем самым кардинально переиначив не только свою сегодняшнюю жизнь. но и отдаленные перспективы.
Этот малый отрезок времени я попытаюсь проанализировать подробней, ибо человек счастливый отличается от обычного не столько из ряда вон выходящими поступками, сколько мотивами и деталями поступков обычных. Скажем, все вступают в брак, но одни потом всю жизнь кусают локти себе и компаньону по супружеству, а другие, идя по такому же коридорчику. тем не менее приближаются к «земному блаженству».
О решающем дне своей жизни Татьяна Викторовна рассказывает так:
– Мне повезло. Директор Дворца пионеров тоже оказалась сумасшедшей. Поговорила со мной полчаса и тут же стала подыскивать место...
Итак, тоже сумасшедшая. В этом определении есть известный резон.
Молодая психологиня, под влиянием фильма бросившая прекрасную работу и пришедшая наниматься на новую без всякой предварительной разведки, с нормальной точки зрения поступила безрассудно, или, ежели без эвфемизмов, глупо. Директорша, принявшая ее на работу по первому впечатлению, без рекомендаций и характеристик, тоже поступила глупо. В результате двух глупых поступков обычная женщина стала счастливой, а Дворец пионеров приобрел прекрасного работника.
Почему так получилось? Как это объяснить?
Короче всего и определенней – одной из самых любимых наших пословиц: «Дуракам везет». Или в старой и более возвышенной модификации Далева словаря: «Дураку везде счастье».
Отвлечемся на минуту от здоровой иронии фольклора и подумаем: а не кроется ли за шутейной формулой вполне реальная закономерность? На мой взгляд, кроется.
Не случайно все мы, тщательно скрывая от окружающих свою хитрость, жадность, эгоизм и прочие сомнительные качества, охотно признаемся в глупости: «А я, дурак, что думаю, то и говорю», «А я-то, дура, влюбилась в него очертя голову!» Вот и Татьяна Викторовна спокойно назвала себя сумасшедшей и любимую начальницу за компанию.
Нет, быть дураком не стыдно. Наша великая литература оставила потомкам вдохновенные, любовно выписанные образы дураков.
Толстовские Платон Каратаев или Аким из «Власти тьмы», конечно же, глупы рядом с Карениным или Иваном Ильичом: ну, ничего не смыслят в житейской дипломатии! Из героинь «Войны и мира» самая глупая – и, вероятно, самая нами любимая – Наташа Ростова. Ну, как вела себя с Борисом Друбецким! А с Анатолем Курагиным? Чеховская Душечка – просто символ глупости. Любой из мужей был умнее Оленьки в десять раз. А читателю – даже такому, как Лев Толстой, – милее именно она.
Кстати, и в знаменитой серии наших сказок самый удачливый, самый счастливый герой как раз Иван-дурак, а не его хитроумные родственники.
В чем же сила и удача дурака?
Он откровенен, бесхитростен, для коварного удара совсем открыт. В этом слабость – дурака легко обмануть. В этом сила – дурака совестно обмануть.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.