Как стать счастливым

Леонид Жуховицкий| опубликовано в номере №1306, сентябрь 1981
  • В закладки
  • Вставить в блог

Апраушев – человек спокойный и упорный. Как со ступеньки на ступеньку, поднимался он от инстанции к инстанции, пока не дошел до весьма высоких. Он свою правоту понимал, и в инстанциях поняли. Правда, на взаимное это понимание ушел примерно год.

Короче, сказали: все дела – за неделю. Деньги есть, рабочую силу ищите сами.

Строителей в Загорске хватает, но все при деле, у всех план. Обстановка создалась аварийная: если немедленно не вырыть траншею, решение тепловой проблемы отложится до неопределенных времен.

Тогда Апраушев обратился в еще одну высокую инстанцию: дал телеграмму ТиВи.

В Ростовском клубе подростков вопрос решился быстро. Два десятка ребят добрались от Ростова до Загорска, и на третий день после телеграммы во двор детского дома ввалилась рабочая сила, не слишком квалифицированная, но на все готовая. Странная эта команда квартировала на птичьих правах в ближней деревне, кормилась загадочно, но траншея под теплоцентраль была готова вовремя.

Трудовое воспитание? Можно назвать и так. Урок гуманности? Естественно. Но еще и риск, игра, приключение, карнавал...

От ребят из клуба я впервые услыхал странно звучащее, но весьма симпатичное слово «гостевание». Что это такое?

Прослышав, что где-то есть что-то интересное, собираются компанией от двух человек до восьмидесяти и отправляются в гости. Иногда на соседнюю улицу. А иногда подальше – в Москву, Ленинград, Новосибирск. Или в украинское село с милым названием Прелестное, где школьный учитель рисования совершил нечто вроде духовной революции с помощью живописи: убежденный, что дар художника заложен в каждом ребенке, он не только приохотил к кисти десятки своих учеников, но и зажег их фантастической, кстати, вполне карнавальной идеей преобразования человека. Известно, что ребячий рисунок – почти всегда сгусток радости, снежный ком наивного, но вдохновенного оптимизма. Не потому ли на выставки детского рисунка съезжаются специалисты со всего мира? Так вот, учитель решил сделать выставкой детского рисунка все село. Сегодня там разрисованы и расцвечены не только стены хат, не только заборы и сараи, но даже собачьи будки. Утверждают – хотя верится с трудом! – что нынче в этом селе нет ни одного алкоголика...

Нужно ли говорить, что гостевание в этом карнавальном селе и само по себе было карнавалом?

Кстати, съездив в Прелестное, ребята из клуба не просто попользовались чужой свечкой, но и запалили свою: это их усилиями разрисованы теперь заборы и сараи Загорского детского дома...

Приведу еще пример карнавального решения неожиданно возникшей проблемы.

Летом приехали в деревню. Колхоз выделил помещение – школьный спортзал, дал матрасы, одеяла. Вечер, пора укладываться. Но как? Как уложить в одном большом зале семь десятков мальчиков и девочек переходного возраста?

Как бог на душу положит? Не очень удобно, противоречит как педагогическим, так и отчасти гигиеническим правилам. Скомандовать: «Мальчики – направо, девочки – налево»? Отдает казармой.

Тогда ТиВи бросила идею:

– Давайте строить бригантину!

За пятнадцать минут зал простынями разгородили на кубрики, натянули паруса, оборудовали кают-компанию и даже подняли флаг. Все устроились удобно и без обид. Поплыла бригантина!

Правда, пока речь шла лишь о каникулярных формах карнавала. Ну, а в октябре или апреле, когда ежедневно школа, дом, обязанности? Тогда как?

Я этого не знал. Спросил знакомого паренька из клуба. Он чуть подумал и ответил-:

– Бывает тихий карнавал. Просто сидишь с друзьями в комнате, но знаешь, что все свои, все поймут, можно говорить до конца откровенно. Фактически это то же самое, потому что возникает духовное кольцо...

А вот название своему клубу ребята дали вовсе не карнавальное: «Эстетика, творчество, общение», сокращенно – «ЭТО». Сухо, как протокол. Но за этой протокольностью – спокойная уверенность в себе. Во все времена посредственные литераторы и актеры старались взять псевдоним поярче. А Пушкину, Щепкину, Толстому вполне хватало собственных скромных фамилий...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

«Играю я, играют все…»

...и другие футбольные заповеди тренера тбилисского «Динамо» Нодара Ахалкаци