Надо сказать, что у детей всевозможные рамки даже многочисленней и тесней, чем у взрослых.
Взрослый хоть дома хозяин – ребенок и там подчинен. Взрослый тоже может выполнять свои обязанности на двойку, но его не встретит на пороге отец с ремнем. Взрослый зовет в гости кого хочет, ребенок – кого разрешат.
Маленький человек нищ: мы тратим карманный хоть трояк, да по-своему, а он двугривенный на мороженое вынужден просить, да при этом еще порой и нотацию выслушивать. Трудно!
Да, трудно все время быть подчиненным. Родитель давит, учитель давит, старшеклассник давит, сверстник, что посильней, тоже давит...
Не потому ли дети так привязываются к бессловесным – собаке, кошке, кролику? Не потому ли порой так жестоко мучают их?
Вообще ребячья разрядка иногда принимает формы страшные. И причина ее не всегда в том, что «недовоспитали». Бывает как раз наоборот. Достоинство, самолюбие, творческий инстинкт, наконец, просто свобода маленького человека – это пружина, которую нельзя безнаказанно сжимать до предела...
В разные эпохи в разных странах существовал – да и сейчас существует – интереснейший праздник: карнавал. Где-то он длится три дня, где-то две недели. И на весь этот срок обычные законы поведения уступают место законам карнавальным. Что весь год нельзя – в дни карнавала можно. Все в масках, все на «ты». Знакомиться на улицах, танцевать на площадях, горланить песни и ходить, обнявшись, не только прилично, но и прекрасно. Люди раскованны, свободны, каждый в городе – хозяин.
Собственно, карнавал – это всеобщая разрядка, после которой легче вновь поднять на плечи многочисленные обязанности будней.
Детям карнавал нужен не меньше, чем взрослым, пожалуй, даже больше. У дошколят в этом смысле положение приемлемое. Конечно, и у них в игре не каждому доведется быть космонавтом или маршалом. Зато есть прекрасные партнеры – куклы, оловянные солдатики, с помощью которых можно свободно и вдохновенно творить собственный мир, где тебе так здорово, что лучше и не надо.
Подростки в куклы не играют, их карнавальные возможности куда скромней. Но зато из этого минимума ребята стремятся выжать максимум.
Карнавал – это раскрепощенность, игра, стопроцентная самодеятельность. На худой конец – когда можно то, что нельзя. Не имея возможности или просто не умея проявить себя иначе, подростки часто цепляются именно за этот худой конец.
Тайное курение, матерщина, выпивка, мелкое шкодничество, бессмысленные драки улица на улицу, еще кое-что запретное – вот типовые формы примитивного, нечистого, но все-таки карнавала.
К счастью, есть и иные формы.
Не психолог, не педагог, а писатель бросил когда-то в мир поразительную идею, в которой слились высокая гуманность и детская игра, общественная польза и тайна. Это был карнавал в самом благородном смысле слова – то, чем занималась компания ребят, вот уже сорок лет известная как команда Тимура.
Игра слишком понравилась взрослым, ее поспешили повсеместно внедрить и организовать. Общественная польза осталась, тайна ушла. Кончился карнавал, началась внеклассная работа. Увы, слоны в неволе практически не размножаются, благородство по приказу и плану долго не живет...
Надо сказать, карнавальные формы добра рождаются постоянно и пробиваются на свет божий упрямо, как грибы сквозь асфальт. К сожалению, мы не всегда их замечаем: не у каждого Тимура есть свой Гайдар. Бывает и хуже – свежий побег пытаются загнать назад в почку...
Как-то осенью в красивом приволжском городе трое десятиклассников рассказали мне об очень своеобразном, к сожалению, уже закончившемся карнавале.
Зима в тот год была холодная, яростная. Пешеходы то и дело забегали в подъезды погреться у батарей. Из-за наледей на окнах в домах было полутемно даже днем. Смерзшиеся сугробы казались неколебимыми, как гранит.
Парни ездили в школу кто автобусом, кто трамваем. На лица попутчиков было жалко смотреть – серые, подавленные. К таким морозам, да еще затяжным, не привыкли в средней полосе...
Кому-то из ребят пришла в голову мысль. А потом вся компания, человек семь-восемь, стала писать цветными карандашами и расклеивать в общественном транспорте плакатики размером в тетрадный листок: «Не отчаивайся – весна придет!», «Потерпи – всего месяц до марта!» и еще что-то в том же роде.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.