Этот трудный возраст…

Виктор Рожков| опубликовано в номере №1194, февраль 1977
  • В закладки
  • Вставить в блог

– А музыку я люблю хорошую. И песни, какие мамка поет, когда невеселая. У меня дома хромка старенькая осталась от отца. Так я на ней на всех свадьбах и вечерках играл... А как увидел тут баяны, аж сердце зашлось! Убьюсь, думаю, а куплю настоящий баян!.. И сплоховал вот... Вас подвел и пацанов в группе...

Нахлобучив на непокорные светлые вихры смятую белую кепчонку, зашагал по лужам, угловатый, широкоплечий...

Многие годы работы с подростками раскрывали передо мною удивительные, подчас неожиданные стороны их характеров. Противоречивые, наполненные взрывчатой энергией возраста,

ребята всегда поражали меня, прежде всего своей непосредственностью. До болезненной остроты – жаждой справедливого к ним отношения. Кипучая душевная энергия могла разрушить подростка – или создать заново весь его внутренний мир. Она порождала пронзительную и бескомпромиссную прямоту суждений, трудноуловимую для взрослых логику самопознания.

Я никогда не торопился наказать мальчишку или осудить его за странную выходку. Сквозь, казалось бы, несложную и однообразную жизнь своих питомцев мне хотелось разглядеть причины плохого или хорошего поступка, скрытые пружины наивного и мудрого механизма.

Как необходимо мастеру завоевать доверие подростков!

Однажды по не зависящим от нас причинам группа не могла вовремя выехать с места практики. Деньги кончались. Ехать предстояло три дня. Давать телеграмму в училище было поздно. Видя мой хмурый взгляд и унылое настроение, ребята присмирели и нахохлились, уйдя в невеселые мысли.

Не унывал, казалось, лишь удивительно беспечный Вася Цыганков. Как рыба в воде чувствовал он себя среди пассажиров крохотного зала ожидания – в своем новеньком матросском бушлатике с горящими пуговицами и в расклешенных брюках, туго перехваченных ремнем с сияющей, как солнце, бляхой.

Этот бушлат был предметом величайшей гордости Цыганкова.

Подарок «братана», служившего на флоте, Васькина форменка вызывала у всех ребят в группе добрую зависть. На фоне потрепанных одежонок бушлат Васькин выглядел на редкость эффектно и красиво. Цыганков это прекрасно понимал и явно красовался перед стайкой девчонок, бросавших в его сторону отнюдь не равнодушные взгляды.

Возле станционного толпились бородатые мужики - шабашники, выпивали, закусывали, не обращая на нас ни малейшего внимания. Васька о чем-то с ними разговаривал, издали бросая на нас загадочные взгляды, и не подходил к нам до самого отхода поезда.

Каково же было мое удивление, когда, погрузившись в вагон, мы недосчитались нашего Цыганкова. Он появился спустя полчаса в одной ковбойской рубахе, из распахнутого ворота которой выглядывала матросская тельняшка.

Улыбнувшись мне, протянул свернутые тугим комком деньги. А ребятам бросил на столик увесистый сверток с салом.

– Это вам от мироедов... Низко кланяться изволили...

Притихли сразу ребята.

– Зачем ты это сделал, Вася? – спросил я.

Васька только шутливо отмахнулся.

– А ну вас! Подумаешь, сокровище, какое – бушлат! Скоро сам в армию пойду... Другой дадут... Новенький!..

Этот случай заставил меня о многом задуматься. Попробуй кто из ребят дома, в училище, .попросить у Васьки бушлат. Он не расстался бы с ним ни за что на свете. А тут без тени сожаления, понимая крайность нашего положения, мальчишка простился с подарком брата. Эта, может быть, на первый взгляд не ахти какая жертва, принесенная ради своих товарищей, была еще и обязывающим ко многому свидетельством уважения Цыганкова ко мне. Он прекрасно понимал, что в той ситуации, в которой очутилась группа, труднее всех было мне. И, как мог, он сумел облегчить положение группы и мое.

Это уважение друг к другу я считаю наиболее важным в отношениях мастера-наставника и его питомцев.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены