Помню, привезли мне из литейки заготовку, сунули чертеж.
– На. Делай!
Ну, в простейших чертежах я разбирался: десятилетка за плечами. А тут, как развернул лист, – линии, цифры, прямо темный лес! Ни поставить деталь на станок, ни фрезу подобрать не могу. Приходит через положенное время мастер за готовой деталью, а я от стыда и глаза не знаю куда спрятать.
– Что, еще не сделал? Плохи дела...
Не знаю, одолел бы я непокорную деталь, не подойди в тот момент фрезеровщик Вячеслав Александрович Ортенберг.
– Давай вместе разберемся.
Наука у него была простая: стой рядом, смотри, если что непонятно, спрашивай. Вскоре мои затруднения были разрешены, и я даже поразился: да как же сам не сумел додуматься, ведь все так просто! Потом уже понял: только в руках настоящего мастера любое дело кажется простым и легким.
Хороший фрезеровщик, знакомясь с новым чертежом, уже видит за схемой готовую деталь с плавными линиями, последователь¬ность всех предстоящих операций. Но нужно обладать еще даром творческого воображения, чтобы, отталкиваясь от привычной технологии, предложить другую, неожиданную, которая резко сократит время обработки детали или даст значительную эконо¬мию материала.
Сдал я на разряд, начал работать самостоятельно. Но в наших отношении» мало что изменилось. Как и всегда, что бы ни делал, чувствовал дружескую поддержку старшего товарища.
Теперь-то я точно знаю, что не мне одному повезло на хорошего учителя. За двадцать лет работы на заводе мог убедиться в том. что приобщение молодежи к вершинам мастерства – главная традиция станкостроительного. Сколько времени надо молодому фрезеровщику, чтобы овладеть станком, почувствовать фрезу или резец как продолжение своих рук! Как тут обойтись без помощи старших?
– Волнуешься, переживаешь? – говорит Павел Константинович Усов стоящему рядом новичку Жене Хлынину. – А это даже хорошо, что волнуешься. Лучше лишнее волнение, чем равнодушие. Думаешь, и я сразу фрезеровщиком стал?
Усов подводит стол с поковкой к фрезе. Еще несколько точных движений, и ножи фрезы начали вгрызаться в сталь.
– А теперь сам попробуй.
В любом деле, убежден Усов, каким бы скромным и непримет¬ным оно ни казалось, человек способен подняться до высот подлинного искусства. Таких людей у нас на заводе десятки. Вот, к примеру, разметчик (он же и строгальщик 1/гслесарь) Петр Иванович Сухорукое. Через его руки прошли тысячи станин – и ни одного случая брака. Сто процентов отличного качества! Надо видеть, как глубоко переживает Петр Иванович, если кто-нибудь из строгаль¬щиков неточно сделает деталь по его разметке. И я его понимаю. Научился он чувствовать технологический цикл цеха, как хороший музыкант свой инструмент, и малейший срыв в работе для него словно фальшивая нота на концерте. И еще мне в нем нравится, что никогда не боится он «унизить» свое рабочее достоинство каким-нибудь мелким, черновым делом. Есть ведь еще такие специали¬сты: им подавай только квалифицированную работу, на которой можно блеснуть мастерством, отличиться.
Чем значительнее общие успехи, тем нетерпимее, неприятнее задевает любое проявление равнодушия, нечестности, халтуры. А они, к сожалению, еще есть. Нет-нет и столкнешься с таким горе-работником, который свою работу рассматривает как тяжкую повинность. Мы нередко критикуем того или другого начальника за слабый контроль, за плохое руководство. И это полезно для дела. Но первопричина брака, низкого качества продукции часто кроется в холодных ремесленниках, забывших свою рабочую гордость. Разговариваешь иногда с человеком, а он даже стыдится собствен¬ной профессии. Конечно, такой никогда не станет отдавать работе все силы и способности. Вот и выходит, что прививать любовь к профессии так же обязательно, как выполнять план.
...Шестой месяц продолжается трудовая вахта молодежи в честь 60-летия Октября. Комсомольцы, как обычно, советовались со своими наставниками, какой реальный вклад в это движение может внести молодежь завода за 60 ударных недель. Подсчитали вместе возможности каждого и выяснили, что смогут к юбилейному дню сделать сверх плана два поперечно-строгальных станка новой модели. В счет комсомольского обязательства уже отрабо¬таны десятки нормо-часов. Не всегда все ладится в работе: станки-то новые, сложные. Но в такие трудные минуты обязатель¬но приходит на помощь человек щедрой души и большого рабочего мастерства – наставник...
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.