– Настоящая властительница, не так ли?
– Она умела вести игру, как ей этого хотелось. Передвигала пешки в пользу того, кто ей нравился или был полезен.
– Значит, она была циником и оппортунисткой.
– Как многие другие.
– Например, ты?
– Несколько лет тому назад – возможно.
Анджела передвигает свою «косметичку», с которой она не хочет ни на минуту расстаться, притягивает ее ближе к себе. Словно хочет привлечь к ней мое внимание. Но она слишком это подчеркивает, и я решаю ничего не спрашивать – пусть себе обнимает свой отвратительный чемоданчик.
Спрашиваю, почему Джулиано хотел жениться на Сабине. Ответ прост: он был влюблен не столько в нее, сколько в ее темперамент: яркая индивидуальность Сабины импонировала его нерешительному характеру. Через нее мой бедный друг детства хотел включиться в социальный механизм, понять его и вести светскую жизнь. Сабина подавляла его, но и представляла верное убежище.
– Ловкость в плетении интриг постепенно стала причиной ее гибели. Вокруг нее возникла драчка, ее тянули каждый в свою сторону.
Анджела не помогает мне выбраться из лабиринта предположений. Высказываю суждение о моральном, облике среды, о привилегированных классах, о коррупции группировок, в руках у которых концентрируются значительные капиталы на культурные цели.
Кладу руку на телефон.
– Что было конечной целью Сабины?
– Она хотела уехать в Америку. Как-то мне сказала, что итальянская буржуазия – истеричные щенки и сделало их такими лицемерие на протяжении двух тысяч лет.
– Она могла бы стать во главе ночных заведений Милана?
– Сабина была молода, у нее еще было время в запасе.
– Каким оружием думала она подчинить себе империю?
– У нее был магнетизм, привлекательность. Но главной ее силой была интуиция, она мгновенно понимала, что кому нужно, предлагая им именно это.
– Бианка Виери ненавидела ее?
– Бианка тоже мечтала стать королевой. Она вышла замуж не за Эрнесто, а за миллионы, унаследованные им от отца, торговавшего золотом. В тридцать девять лет ей пришлось убедиться в своей несостоятельности.
– И она отомстила Сабине, убила сама или подослала убийцу.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.