Рассказ
Владимир Коренев живет в Комсомольске-на-Амуре. Его рабочая биография складывалась долго и неспешно: профессия к профессии, инструмент к инструменту – молодость казалась бесконечной, и он надеялся приложить руки к каждому жизненно существенному делу. Ставил дома, носил теодолит, бил ломом шурфы. Больше всего полюбил строить мосты. А больше мостов полюбил, наверное, вот это странное занятие – вспоминать прошедшую жизнь на бумаге, так и этак приставляя к слову слово...
Стал писать в газету. Стал газетчиком. Потом, ценя злободневные уроки журналистики, попробовал написать рассказ. Один, другой...
В Иркутск в июне 1974 года он приехал в качестве начинающего писателя. Горячий жар его рассказов многим из нас согрел сердце. В его слове,
в его характерах жила живая жизнь; трудовая биография автора явилась тем первичным материалом, из которого рождаются достоверность ситуации, органичное единство стиля и содержания. В его героях мы узнаем молодых энтузиастов, работающих на бескрайних просторах Сибири.
Рассказ Владимира Коренева, предлагаемый сегодня вниманию читателей «Смены», войдет в первую книгу художественной прозы о БАМе, которая будет выпущена в этом году издательством «Молодая гвардия». Пожелаем же молодому писателю новых увлекательных встреч и новых произведений, достойных нашего современника.
Вячеслав ШУГАЕВ, г. Иркутск.
Шел сентябрь. В первые дни на Амуре его приход еще не очень заметен – все вокруг по-летнему зелено и дышит теплом, дни стоят высокие, ясные, и только ночи стали свежее и росистее. Утрами, когда монтажники, позвякивая цепями предохранительных поясов, расходятся по своим местам, заступая на смену, переплеты моста, балки и рельсы усеяны крупными радужными каплями влаги, и от металла веет ночным холодком – сентябрем.
Строительство моста близится к концу. В какие края занесет судьба мостовиков на этот раз? В разговорах припоминались названия рек, на которых затевались новостройки: Лена, Енисей, Обь, Вилюй, Тунгуска... А среди лета, громом в ясный день, грянуло известие: СТРОИТЬ БАМ! И скоро в отряде уже все знали, какие места и какие реки предстоит им повидать.
У старых мостовиков блестели глаза: как же, БАМ – помним, помним... Ведь было уже, кажется, до войны...
И вот отряд сколотил первую колонну. День отправки гладили как большой праздник – с митингом, с оркестром, с напутственными словами: положено. Веселые парни в новеньких монтажных касках, в спецкуртках выплясывали под баян в тени готовых в дорогу машин. Водитель КрАЗа Мальцев Сашка такие коленца выбрасывал, так бил в землю каблуками новеньких кирзовых сапог, что Клюев, начальник колонны, отвел его в сторонку, построжав глазами, спросил неслышно для других:
– Посторонние запахи, Мальцев...
– Ты что, шеф? – оскорбленно вылупил Сашка чистые свои глаза на Клюева. – Мне ж машину вести.
Клюев смутился, но виду не подал.
– Посмотрим.
Сашка вернулся в круг и начал отбивать дробь пуще прежнего, заходил гоголем и вприсядку. Ему рьяно хлопали задубевшими ладонями.
А жена не отнимала платочек от глаз, жалась в сторонке, ждала терпеливо, когда он натешится, пусть себе. В сторонке же тихо стоял в окружении своей семьи – жены и пятилетней дочери – водитель другого КрАЗа, Фомичев Костя. Мужчина он крупный, крепкий, под стать своей машине. Обычно веселый, а в этот день с настроением у него не совсем ладилось: и не смеялось ему, и на жену избегал смотреть Фомичев. Все больше к дочери льнул. По головке ее гладил, осторожно проводил мозолистой рукой по светленьким и мягким, словно пух, волосикам. Потом поднял на плечи – ей хотелось видеть далеко и все.
– А у тебя есть такая каска?
– Будет.
– Не хватило?
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.