Строители Байкало-Амурской магистрали досрочно выполнили годовой план строительно-монтажных работ и социалистических обязательств, принятых на 1975 год. Трудовой энтузиазм и широко развернувшееся среди строителей социалистическое соревнование в честь предстоящего XXV съезда КПСС позволили в завершающем году девятой пятилетки выполнить на трассе большой объем работ. За это время возведено 28 жилых поселков, уложено 178 километров железнодорожных путей, построено свыше тысячи километров автомобильных дорог и 85 мостов. Досрочно открыто движение поездов по железнодорожным линиям Бам – Тында, Усть-Кут – Звездный и уникальным мостовым переходам через реки Амур и Лена.
Вслед за первым ударным комсомольским отрядом имени XVII съезда ВЛКСМ, в котором было 650 бойцов, на БАМ приехало еще 35 ударных отрядов, в составе которых более 18 тысяч человек. Только в 1975 году на строительстве магистрали было создано 90 производственных коллективов. Восемьдесят процентов строителей БАМа – молодежь.
В соревнование за право подписать Рапорт Ленинского комсомола съезду партии приняли участие тысячи юношей и девушек. Многие комсомольско-молодежные коллективы заключили между собой двусторонние и многосторонние договоры. В соревнование включились коллективы всех комсомольско-молодежных поездов, механизированных колонн и отрядов, все молодые строители БАМа.
БАМ строит вся страна. Более пяти тысяч промышленных предприятий, проектных и научно-исследовательских институтов принимают участие в сооружении магистрали века.
Труд сотен строителей спасли четверо смельчаков – Н. Филиппов, В. Кудьба, Н. Шенгелия и Р. Чонкошадзе. Река Тында после проливных осенних дождей грозила сорвать опоры, которые несколько месяцев строили мостовики. Надо было вплавь добраться до ряжей и завести тросы. Ребята бросились в ледяную воду, преодолели течение и завели тросы, а мощные тракторы на берегу удержали опоры на месте.
Десятки машин, выпускаемых Донецким экскаваторным заводом в Ростовской области, успешно работают на БАМе. Простые в управлении, удобные в эксплуатации, они пришлись по душе строителям. Чтобы использовать технику еще эффективнее, 6а-мовцы попросили прислать к действующим машинам запчасти и комплекты сменного оборудования – обратные лопаты. Тогда экскаваторы можно использовать не только на рытье котлованов и траншей, но и на погрузке. Посланцы молодежи завода выехали на трассу, чтобы помочь строителям в освоении новой техники. Комплекты оборудования и запасные части были сделаны комсомольцами завода из сэкономленного сырья и в неурочное время. Работала над выполнением почетного заказа одна из лучших комсомольско-молодежных бригад – слесари-сборщики Виктора Мазанкина.
Почин бригады Григория Запорожца из треста «Бамстроймехаиизация» подхвачен на всех участках строительства магистрали. Комсомольско-молодежная бригада решила проработать на вверенной ей технике до окончания строительства БАМа, довести пробег КрАЗов без капитального ремонта до 120 тысяч километров.
От станции отошел очередной эшелон партией МАЗов для строителей БАМа. На магистрали работают самосвалы МАЗ-503А и бортовые машины МАЗ-500. Они хорошо зарекомендовали себя в суровых условиях Восточной Сибири. На кабинах рядом пятиугольником Знака качества поблескивает табличка: «БАМу – от комсомольцев МАЗа». Машины были выпущены сверх плана молодыми рабочими автозавода и обкатаны лучшими испытателями.
Юноши и девушки, строящие сегодня самую современную магистраль, и работают и учатся. В Тынде, Усть-Куте, Братске, Иркутске созданы учебные пункты. В них только в 1975 году обучено две с половиной тысячи механизаторов, каменщиков, монтажников пути. Около двух тысяч молодых строителей овладели секретами мастерства непосредственно в передовых коллективах.
Знатные строители, Герои Социалистического Труда Н. Злобин, В. Копелев, Н. Морозова открыли в своих бригадах постоянно действующие школы для молодых бригадиров. Первый выпуск уже состоялся. Двенадцать строителей прошли в школе «бригадного подряда» месячный курс обучения и сегодня внедряют новую организацию труда на БАМе.
В канун открытия XXV съезда КПСС исполнился ровно год, как на трассе Центрального участка отрядом «Московский комсомолец» был заложен поселок Кувыкта. За это время москвичи построили две тысячи квадратных метров жилья, дом быта, школу, столовую. В тайге прорублено более семидесяти километров просеки, начались работы по сооружению земляного полотна. Комсомольцы Москвы заверяют Родину, партию, что отдадут все силы, все свое мастерство досрочному завершению строительства своего участка магистрали.
В институте «Мосгипротранс» при комитете комсомола работает штаб шефства над объектами БАМа. Он постоянно держит под контролем сроки выпуска проектной документации, осуществляет оперативную связь с комсомольскими организациями проектных институтов Новосибирска, Томска, Ленинграда, Свердловска и других городов. Молодые проектировщики работают под девизам «Заказы БАМа – досрочно, с высоким качеством и повышенной надежностью!». Комитеты комсомола сделали все от них зависящее, чтобы на пять месяцев раньше срока сдать рабочие чертежи домостроительного комбината в Шимановске и на полгода – техническую документацию для новых типов жилых домов на трассе.
Первые панели для БАМа выпустил домостроительный комбинат Шимановска. Это трудовой подарок комсомольцев форуму коммунистов. Комсомольско-молодежная бригада, возглавляемая молодым коммунистом В. Бочаровым, выступила с инициативой «Каждому рабочему дню – Знак качества». Домостроители обязались всю продукцию выпускать только с оценками «хорошо» и «отлично».
На БАМе побывала делегация совета ветеранов Комсомольска-на-Амуре. Возглавлял ее генерал-лейтенант запаса С. Я. Федоров. Гости посетили различные участки стройки, познакомились с жизнью и трудом молодежи, выступили с беседами. Они вручили молодым строителям переходящий приз: своеобразную эстафету первостроителей дальневосточного Комсомольска строителям, БАМа.
Комсомольцы поселка Магистральный в каждую из 28 бригад зачислили героев-панфиловцев и обязались ежемесячно выполнять норму за героев. Они установили связь с семьями панфиловцев, рассказывают в письмах о своих трудовых делах. По решению комсомольской организации заработанные деньги отчисляются на создание музея панфиловцев, а также пионерской комнаты в средней школе.
Движение «двадцатитысячников», родившееся в предсъездовские дни в коллективах А. Кубрака и В. Манахова, поддержано 52 комсомольско-молодежными коллективами. Их обязательство – ежемесячно перерабатывать 20 тысяч кубометров грунта вместо 11,3 по норме. Около двух миллионов кубометров грунта переработали «двадцатитысячники». Это почти третья часть всех земляных работ на участке от Лены до Таюры.
Начался штурм Байкальского и Северо-Муйского хребтов, где будут построены два самых крупных тоннеля на всей магистрали. Десанты молодых строителей высадились у порталов. Среди тех, кто первым пришел в горную тайгу, – метростроители из Харькова Петр Четвернин и Юрий Никитин, проходчик из Донбасса Александр Субботин, братчанин Дмитрий Говран. А вот для Александра Петушином, парня из Бурятии, БАМ – «первая строка» в рабочей биографии. Тоннеле-строители сооружают первые поселки, рубят просеки, прокладывают дороги. В честь XXV съезда КПСС комсомольцы взяли на себя повышенные обязательства – досрочно начать горные работы.
Крепкие морозы наступили на всей трассе БАМа. Тюменская овчинно-меховая фабри досрочно отправила строителям магистрали тысячу полушубков и триста меховых полупальто. Чтобы быстрее выполнить важный заказ, комсомольцы провели ударный субботник.
Со станов Таганрогского металлургического завода на БАМ отгружено свыше тысячи тонн труб. Срочные заказы магистрали контролирует штаб «Комсомольского прожектора».
В предсъездовские дни состоялось общетрассовое комсомольское собрание «Проект нашего будущего». Комсомольцы и молодежь Байкало-Амурской магистрали обсудили на собрании проект ЦК КПСС к XXV съезду партии «Основные направления развития народного хозяйства СССР на 1976 – 1980 годы». Молодые строители БАМа, как и весь Ленинский комсомол, вся советская молодежь, единодушно одобрили проект ЦК КПСС и приняли повышенные социалистические обязательства на 1976 год. Они заверили Коммунистическую партию, что с первых дней десятой пятилетки будут работать с полной отдачей сил, по-стахановски, по-коммунистически.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Рассказ о делегате XXV съезда Партии, бригадире монтажников ИССО Леониде Казакове и его товарищах – коммунистах, тех, кто два года назад повел за собой молодежь на трудное и великое дело – строительство Байкало-Амурской магистрали
Рассказ