– Бедного моего мальчика мама водила на скрипку! Пусть его матери, дорогой сестры моей, нет сейчас с нами, могу ли я допустить, чтоб сиротка хоть в чем-то был ущемлен. Умоляю, не откажите, возьмите его к себе в ученики. Я и за двойной платой не постою, только примите бедняжку.
Навродская сперва проверила мой слух, потом погоняла по нотной грамоте. Пригляделась к моим пальцам, ощупала подбородок. И погрузилась в раздумья; судя по всему, она колебалась. Наконец, вышла из комнаты и вернулась со скрипкой, расстроила струны и повелительным голосом сказала: давай-ка настрой их заново. Тетя в страхе уставилась на меня и; лишь когда я настроил скрипку, с облегчением перевела дух.
– Что ж, сыграй «Сурка» Бетховена! – сказала Елена Михайловна и, усевшись в глубокое кресло, собралась слушать.
Услыхав имя Бетховена, тетя совсем пала духом.
– Ах, уважаемая Елена Михайловна, нельзя ли... нельзя ли кого другого... чуточку помельче, – робко попросила она, вытирая платком пот со лба.
– Как, ваш мальчик не играет «Сурка»? – изумилась Навродская, подняв брови.
Я понял: вот он, желанный миг – одним махом могу я сбросить опостылевшее ярмо. С шести лет впрягла меня в него мама, и я влачу его на себе все эти годы... Достаточно мне сказать одно лишь чудодейственное слово «нет», и все сразу изменится! Не знаю, удрученный ли вид тети Нины, изумленный взгляд Навродской или непомерное тщеславие тринадцатилетнего мальчишки – короче, какая-то неведомая сила вложила мне в руку смычок... И комната наполнилась звуками простой и гениальной мелодии.
Когда я кончил играть, у тети Нины глаза были полны слез, а лицо Навродской озарилось довольной улыбкой.
...И Елена Михаиловна Навродская взяла меня к себе в ученики.
На обратном пути я увидел у железнодорожного переезда незнакомого паренька. Он сидел на мостовой, поджав под себя ноги, как паша, и обломком кирпича колол орехи.
– Здравствуйте, Нина Ивановна! – приветствовал он мою тетю, когда мы проходили мимо.
– Здравствуй! – сухо отвечала она.
– А где Кока? – спросил он.
– Кока в школе, – ответила тетя, – он не такой бездельник, как ты.
– А это кто же такой?
– Не твоего ума дело! – отрезала тетя Нина и подтолкнула меня вперед. Паренек протяжно свистнул. Но мы как ни в чем не бывало продолжали наш
путь.
– Эй, Скрипка! – закричал он вдогонку.
Удивленный, я оглянулся назад. Прищурив один глаз и склонив набок голову, он высунул язык и правой рукой водил по воздуху над левой, будто бревно пилил. Я понял, он передразнивает мою игру на скрипке, и от злости едва не поперхнулся.
– Обезьяна! – крикнул я и погрозил ему кулаком.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.