Возвращение

Нодар Думбадзе| опубликовано в номере №1334, декабрь 1982
  • В закладки
  • Вставить в блог

– Бедного моего мальчика мама водила на скрипку! Пусть его матери, дорогой сестры моей, нет сейчас с нами, могу ли я допустить, чтоб сиротка хоть в чем-то был ущемлен. Умоляю, не откажите, возьмите его к себе в ученики. Я и за двойной платой не постою, только примите бедняжку.

Навродская сперва проверила мой слух, потом погоняла по нотной грамоте. Пригляделась к моим пальцам, ощупала подбородок. И погрузилась в раздумья; судя по всему, она колебалась. Наконец, вышла из комнаты и вернулась со скрипкой, расстроила струны и повелительным голосом сказала: давай-ка настрой их заново. Тетя в страхе уставилась на меня и; лишь когда я настроил скрипку, с облегчением перевела дух.

– Что ж, сыграй «Сурка» Бетховена! – сказала Елена Михайловна и, усевшись в глубокое кресло, собралась слушать.

Услыхав имя Бетховена, тетя совсем пала духом.

– Ах, уважаемая Елена Михайловна, нельзя ли... нельзя ли кого другого... чуточку помельче, – робко попросила она, вытирая платком пот со лба.

– Как, ваш мальчик не играет «Сурка»? – изумилась Навродская, подняв брови.

Я понял: вот он, желанный миг – одним махом могу я сбросить опостылевшее ярмо. С шести лет впрягла меня в него мама, и я влачу его на себе все эти годы... Достаточно мне сказать одно лишь чудодейственное слово «нет», и все сразу изменится! Не знаю, удрученный ли вид тети Нины, изумленный взгляд Навродской или непомерное тщеславие тринадцатилетнего мальчишки – короче, какая-то неведомая сила вложила мне в руку смычок... И комната наполнилась звуками простой и гениальной мелодии.

Когда я кончил играть, у тети Нины глаза были полны слез, а лицо Навродской озарилось довольной улыбкой.

...И Елена Михаиловна Навродская взяла меня к себе в ученики.

На обратном пути я увидел у железнодорожного переезда незнакомого паренька. Он сидел на мостовой, поджав под себя ноги, как паша, и обломком кирпича колол орехи.

– Здравствуйте, Нина Ивановна! – приветствовал он мою тетю, когда мы проходили мимо.

– Здравствуй! – сухо отвечала она.

– А где Кока? – спросил он.

– Кока в школе, – ответила тетя, – он не такой бездельник, как ты.

– А это кто же такой?

– Не твоего ума дело! – отрезала тетя Нина и подтолкнула меня вперед. Паренек протяжно свистнул. Но мы как ни в чем не бывало продолжали наш

путь.

– Эй, Скрипка! – закричал он вдогонку.

Удивленный, я оглянулся назад. Прищурив один глаз и склонив набок голову, он высунул язык и правой рукой водил по воздуху над левой, будто бревно пилил. Я понял, он передразнивает мою игру на скрипке, и от злости едва не поперхнулся.

– Обезьяна! – крикнул я и погрозил ему кулаком.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены