Возвращение

Нодар Думбадзе| опубликовано в номере №1334, декабрь 1982
  • В закладки
  • Вставить в блог

Рассказ

– Джемал, скр-рип-ка!

– Янгули, жмотина-грек!

– Джемал, козявка!

– Давай-давай, баран, погоняй своих деток!

– Ишачья башка!

– Сам – поводырь ишачий!

– Шени деда ватире1, Янгули!

_________

1 Шени деда ватире (грузинск.) – Я заставляю твою мать оплакивать тебя.

Янгули – сын сухумского грека Христо Александриди. Сам тоненький, как щепка, а плечи широченные. У него прямой красивый нос, глаза черные, как угли; руки длиннющие – сущий орангутанг, стоит в рост, а лапы свисают до колен. Ему четырнадцать лет. Сверстники со всего квартала перед ним трепещут. Дерется – как никто! Отделать разом двух или трех ребят для него – плевое дело. Те и рукой-то шевельнуть не успеют. Ловок и быстр, как кошка: крепок, как кремень, и здоров – на удивление. И зимой и летом ходит в черной сатиновой рубахе – воротник нараспашку.

Живет он с отцом на Венецианском шоссе, у реки Чалбаш.

Матери не помнит – она умерла, когда Янгули был еще маленький. Всего-то у них богатства: маленький, как ладонь, огород, одна-единственная корова да серый ослик. Продают соседям молоко, мацони2 и зелень, иногда приторговывают на сухумском базаре – вот и сводят концы с концами.

_________

2 Мацони – грузинская простокваша.

Янгули нигде не учится, помогает отцу по хозяйству: бывает, сходит на базар с осликом, навьючив на него нехитрый товар. Все свободное время он проводит на улице, а времени свободного у него – хоть отбавляй. Он со своими ребятами собирается обычно у железнодорожного переезда.

Янгули останавливает мальчишек, возвращающихся из школы, обыскивает их, выворачивает карманы, отнимая – у кого добром, у кого силой – табак. мелочь, всякие блестящие побрякушки, цепочки, ручки, цветные карандаши; а назавтра продает все это по сходной цене бывшим владельцам. Продаст – и давай играть с ними на деньги; обыгрывает, конечно.

И так день за днем.

Четырнадцатилетний деспот держит в рабстве всех мальчишек Венецианского шоссе. А среди них и моего двоюродного брата Коку.

Да уж, Янгули – что называется «бушка-баран», законный атаман всего квартала...

Мое знакомство с Янгули началось осенью тридцать восьмого. Тетя Нина, чтобы не дать мне почувствовать горечь сиротства, привезла меня к себе из Тбилиси и через день уже повела к Елене Михайловне Навродской, знаменитой на весь Сухуми учительнице музыки. Тетя Нина взмолилась, упав на колени:

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 9-м номере читайте о Верховном канцлере Российской империи в годы правления Елизаветы Петровны Алексее Петровиче Бестужеве-Рюмине, о нелегкой, драматической судьбе первого  российского посла в Афганистане Ивана Викторовича Виткевича, о  Надежде фон Мекк   – женщине, видевшей смысл своего существования  в музыке Петра Ильича Чайковского, о жизни и творчестве Квентина Тарантино, окончание остросюжетного романа Андрея Дышева «Троянская лошадка» и многое другое.



Виджет Архива Смены