20 ноября 1869 родилась Зинаида Гиппиус
Перечеркнув белый холст,
во весь несмелый свой рост,
тенью точеной вытянулась
утонченная Гиппиус.
Взглядом зеленым, из-под век,
глядит утомленно Серебряный век.
С осиной фигурой узкой –
хранительница культуры русской.
Но прежде чем точкой стихи завершу,
найду ее строчку, которой дышу...
Строки, из света свитые:
«Стихи поэта любого – молитвы...»
Людмила Колодяжная
(«К портрету Бакста»)
…Многие, услышав о Зинаиде Гиппиус, вспоминают именно этот портрет поэтессы – она позировала в костюме щеголя XVIII века – камзол, узкие панталоны и батистовая манишка, непокорные волосы забраны в пышную прическу, тонкие губы застыли в презрительной усмешке, а взгляд холоден и насмешлив. Ей так часто отказывали в праве быть женщиной, что она и сама порой путалась…
Будущая «леди денди» Серебряного века русской поэзии родилась 8 ноября 1869 года в городе Белеве Тульской губернии. Редкую фамилию Зинаида получила от предка – немца Адольфуса фон Гингста, изменившего имя на «фон Гиппиус» и обосновавшегося в Москве в XVI веке, где в Немецкой слободе им был открыт первый книжный магазин. Не от Адольфуса ли юная девушка унаследовала и страсть к книгам? Этого теперь уже не узнать, однако абсолютно точно известно, что от чтения барышню было оторвать чрезвычайно трудно. Позже она сама писала: «Книги – и бесконечные собственные, почти всегда тайные писания – только это одно меня, главным образом, занимало».
Отец служил по судебному ведомству, семья постоянно переезжала, потому образование Зина получила домашнее. А после смерти отца, болевшего туберкулезом, вся семья переехала сначала в Крым, а потом на Кавказ. Мать боялась за Зинаиду – у той тоже обнаружили туберкулез. Но под южным солнцем девушка скоро выздоровела. Однако, излечившись от туберкулеза, Гиппиус «заболела» вновь – болезнью сердечной: именно на Юге она познакомилась с человеком, с которым провела следующие 52 года – с Дмитрием Мережковским…
Он вызывал противоречивые чувства у современников. Одни восхваляли поэтический дар поэта, другие – презирали за сухость, косность и полное отсутствие чувства юмора. Андрей Белый писал, что «Мережковский носил туфли с помпонами, и эти помпоны определяют всю его жизнь. Он и говорит с помпонами, и мыслит с помпонами…» Вот с этими «помпонами» и предстояло жить юной Зинаиде Гиппиус. Впрочем, в молодости и Мережковский еще не обзавелся «помпонами», да и Гиппиус не стала «декадентской мадонной» – все это будет после.
А сейчас оба – на Кавказе, он только что выпустил первую книгу стихов, она – еще «ничего особенного», но уже собирает вокруг толпы поклонников. Мережковский разительно отличался от этого роя – он был серьезен, много молчал, а когда все-таки заговорил, сопровождая ее на прогулке, то посоветовал прочесть сочинения английского философа Спенсера. Он пленил Зинаиду не только серыми глазами и чуть грассирующим выговором, но тем, что с увлечением говорил лишь о поэзиии философии. Оба позже вспоминали: «…тогда нам показалось, что мы знакомы уже тысячу лет…»
Через несколько дней Мережковский сделал предложение, а Зинаида Николаевна приняла его без малейших колебаний. Это была слишком Судьба, чтобы отказываться от нее.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
8 июля День семьи, любви и верности
поздравляют читательниц редакция "Смены" и Анатолий Пшеничный
30 декабря 1916 года был убит Григорий Распутин
Рассказ. Публикация - Станислав Никоненко
Герцог Бэкингем и Анна Австрийская