Владелица Серебряного века

Евгения Гордиенко| опубликовано в номере №1732, февраль 2009
  • В закладки
  • Вставить в блог

Семья длиной в 52 года

Свадьба, состоявшаяся 8 января 1889 года, по тем временам выглядела скромной до неприличия: ни свидетелей, ни цветов, ни венчального платья, ни гостей. После церемонии молодые разошлись по домам, а утром встретились, как ни в чем ни бывало, в Зиночкиной гостиной. Затем – путешествие в Москву, к бабушке и тетке молодой жены, снова на Кавказ, и – в Петербург, где мать Мережковского в качестве свадебного подарка сняла и обставила квартиру для супругов.

Именно здесь, в квартире дома Мурузи, который станет Меккой для молодых поэтов Серебряного века, и началась семейная жизнь Гиппиус и Мережковского.

Зинаиду Николаевну нельзя воспринимать отдельно от Мережковского: они были целым не только в семейной жизни, но и в литературе, в творчестве. Целым и одновременно полной противоположностью друг другу. Она сама вспоминала о начале семейной жизни и литературного пути так: «Говорю здесь о коренном различии наших натур. У него медленный и постоянный рост, в одном и том же направлении, но смена как бы фаз, изменение (без изменений). У меня – раз данное. Бутон может распуститься, но это тот же самый цветок, к нему ничего нового не прибавляется. Но раскрытие цветка может идти быстрее, чем сменяются фазы растущего стебля или дерева. По существу – все остается то же. Однако оттого и случалось мне как бы опережать какую-нибудь идею Дмитрия Сергеевича. Я ее высказывала раньше, чем она же должна была встретиться ему на пути. Он ее тотчас подхватывал и развивал (так как она, в сущности, была его же), и у него она делалась сразу махровее, что ли, принимала как бы тело, а моя роль вот этим высказыванием и ограничивалась, я тогда следовала за ним».

Они ссорились. Но ссорились не как супруги, а как литературный критик может спорить с писателем, как могут до хрипоты отстаивать свою точку зрения заядлые спорщики.

Поначалу в семье существовало строгое разделение: он пишет стихи, она – прозу. Но вскоре Гиппиус поняла, что не писать стихов она не может.

Ее принимали и даже хвалили, хотя до «настоящей» Гиппиус этому «молодому, золотоволосому, чересчур худому ангелу в розово-белом» было еще далеко.

Они оба страстно стремились в Италию – поездка туда на какое-то время стала просто «идефикс». Наконец, супругам удалось заработать немного денег – в основном, это были деньги Гиппиус – она уже приобретала славу острого на язык критика, и ее статьи пользовались все большей популярностью.

Во Флоренции Дмитрий Сергеевич, кроме того, что изучал материалы, необходимые для книги о Леонардо да Винчи, увлекся религией. Но отнюдь не католической церковью, духом которой буквально пропитана вся Италия. Он пришел скорее к идее об объединенной церкви. По возвращении в Петербург супруги выхлопотали у синода разрешение устраивать у себя на квартире религиозные, духовные, общественные собрания, где чаще всего говорилось о том, что Бог един для всех.

Декадентская мадонна

…Современники называли ее «сильфидой», «ведьмой» и «сатанессой», воспевали ее литературный талант и «боттичеллиевскую» красоту, боялись ее и поклонялись ей, оскорбляли и воспевали. Зинаида всю жизнь старалась держаться в тени великого мужа – но ее считали единственной настоящей женщиной-писателем в России, умнейшей женщиной империи.

Вокруг поэтессы всю жизнь роилось множество слухов. Помимо романов с мужчинами, ей приписывали и романы с дамами. Гиппиус не отрицала эти слухи. В конце 1890-х – начале 1900-х годов она действительно состояла в близких отношениях с английской баронессой Елизаветой фон Овербек. Происходившая из семьи обрусевших немцев, Елизавета Овербек сотрудничала с Мережковским – написала музыку к переведенным им трагедиям Еврипида и Софокла, которые поставили в Александринском театре. Гиппиус посвятила Елизавете фон Овербек несколько стихотворений. Отношения эти современники называли и чисто деловыми, и откровенно любовными.

Но ни один роман Зинаиды Николаевны не мог заменить ей союза с Мережковским – союза творческого, духовного. Существуют различные точки зрения на то, кто же все-таки лидировал в нем, но сходятся в одном: именно Зинаиде принадлежали те идеи, которые развивал потом в своих произведениях Мережковский. Бывало, что под фамилией Мережковского публиковались статьи, написанные Зинаидой Николаевной. Был и такой случай: как-то она «подарила» Дмитрию Сергеевичу два стихотворения, которые очень ему понравились. Сопроводив одно из них длинным эпиграфом из Апокалипсиса, Мережковский включил их в собрание своих стихов. Но и Гиппиус, «забыв» о подарке, напечатала эти стихотворения в своем сборнике. И хотя сразу было видно, что стихи написаны не Мережковским, – как поэт Гиппиус гораздо сильнее, – шутка сошла ей с рук. Никто ничего не заметил.

Лишь однажды Зинаида Николаевна увлеклась так сильно, что пустила в их с Мережковским жизнь третьего – Дмитрия Философова, барственного красавца, эстета. Религиозные идеи супругов он воспринял настолько близко, что Гиппиус, Мережковский и Философов даже заключили между собой особый «тройственный» союз, напоминающий брачный, для чего был совершен специальный, совместно разработанный обряд. Союз рассматривался как зачаток будущего религиозного ордена. Принципы его работы были следующими: внешнее разделение с государственной церковью и внутренний союз с православием. Цель – установление Царства Божьего на земле. Именно деятельность в этом направлении все трое воспринимали как свой долг перед Россией, современниками и последующими поколениями. Гиппиус всегда называла эту задачу – Главное.

Несмотря на этот «тройственный» союз, позже она признавалась в дневниках, что любить могла всегда лишь одного Дмитрия Сергеевича, прочие же были лишь «частью ее литературы».

Зинаида Гиппиус занимала в петербургской литературной жизни все более значимое место. Постепенно знакомство с ней, посещение ее салона становится обязательным для начинающих литераторов символистского – и не только – толка. При ее активном содействии состоялся литературный дебют Александра Блока. Гиппиус вывела в люди начинающего Осипа Мандельштама. Ей принадлежит первая рецензия на стихи тогда еще никому не известного Сергея Есенина.

Критика – конек Зинаиды Николаевны. Одно время ей нравилось писать под псевдонимом Антон Крайний, писать язвительно, остро. Крайнего можно было ненавидеть, обсуждать и осуждать, но не прислушиваться к этому мнению было нельзя.

Однако сколь ни была велика слава Гиппиус как критика, она, оставаясь женщиной, хоть и отрицая порой женщину в себе, не могла не писать о любви. Любовь и Бог для Гиппиус – нераздельны. Она далека от пессимизма многих своих современников, и хотя называли ее «декадентской мадонной», в ней не было того, что позже назовут «упадочностью», в ней не было ничего черного и меланхоличного. Она верила в любовь, как верят в Бога и как верят в защиту от всех земных невзгод.

В стихотворении 1924 года «Идущий мимо» поэтесса (от мужского лица) пишет:

У каждого, кто встретится случайно

Хотя бы раз – и сгинет навсегда,

Своя история, своя живая тайна,

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этой рубрике

Господин неровных линий

26 июня 1852 года родился Антонио Гауди

Памяти Михаила Зощенко

10 августа 1895 года родился Михаил Михайлович Зощенко

Мертвая петля

27 февраля 1887 года родился Пётр Николаевич Нестеров

в этом номере

Сергей Заяицкий. «Человек без площади»

Рассказ. Публикация - Станислав Никоненко

Мир после войны

Почему постапокалиптическая игра Fallout стала культовой